Ирина Якубенко
Система работы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у старших дошкольников в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у старших дошкольников в ДОО» опыт работы
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести в разных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за своё собственное поведение. В связи с этим наряду с традиционными формами обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, мы большое внимание уделяем организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Публикация «Система работы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у старших дошкольников в ДОО» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Основное содержание и направление работы определятся программой для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста», а так же целями развития и спецификой контингента воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, своеобразием предметно-развивающей среды учреждения.
Она реализуется путё м решения нескольких задач:
усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улицах города;
ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми, легковыми машинами, трамваем, автобусом; с различными профессиями, связанными с данной темой; воспитание культуры поведения в общественном транспорте;
формирование навыков по практическому применению полученных знаний в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада;
становление личностных качеств – активности, самостоятельности путём формирования у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки на основе адекватных действий в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого;
развитие у детей: речи, мышления, творческих способностей, навыков координации движений с движениями других людей и перемещением предметов, способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
расширение словарного запаса; формирование языковых и речевых средств;
осуществление контроля за уровнем усвоения знаний по правилам дорожного движения.
В дошкольном учреждении (в условиях групп, функциональных помещений, на территории детского сада) созданы оптимальные условия для реализации целевого компонента работы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма : С целью повышения компетентности детей, сотрудников детского сада, родителей имеются различные источники для получения информации по вопросам безопасности на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. На базе методического кабинета оборудована библиотека детской художественной литературы для детей, познавательной и публицистической литературы для педагогов и родителей, фонд которой формируется в процессе взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, педагогов, благотворительной помощи депутатов, организаций города. Данные книжки используются педагогами при организации совместной деятельности с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения, а детьми – для самостоятельного её рассматривания и чтения. В качестве реализации метода тематического и экскурсионного проекта, организуются в течение года тематические экскурсии по территории детского сада и за ее пределами, в ходе которых дети знакомятся с тем содержанием программы, которое недоступно им для непосредственного восприятия. В нашем детском саду широко практикуется «Встречи с интересными людьми» : сотрудниками ГИБДД, родителями, профессиональная деятельность которых связана с транспортом (водители, кондукторы, шофёры). С целью закрепления и систематизации материала по профилактике дорожно-транспортных происшествий, освоенного детьми в различных формах работы, в методическом фонде сада присутствуют: игровое пособие ЛОГИКО-Малыш, развивающая игра «Игра по правилам», «Дорожные путаницы», «Азбука дорог» и другие. Игры с использованием указанного материала позволяют детям в совместной деятельности с взрослыми и самостоятельно, ставить перед собой задачи, находить решение и проверять правильность своих рассуждений. А педагогам осуществлять текущий и итоговый контроль знаний и развития детей. Работа по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города является логическим элементом игры, прогулок. С целью их организации на территории детского сада размещены и полно оборудованы игровые комплексы и центры. Огромным интересом и любовью у детей пользуется игровой центр «Аленкаград» расположенный на спортивном участке детского сада. По его территории, замкнутая в круговое движение, вьётся дорога. На ней – разметка для двустороннего движения, пешеходных переходов («зебра»). В наличии имеются 2 комплекта дорожных знаков. На дороге проходит обучение имитации езды с использованием игровых форм, велосипедах, самокатах в летнее время, на санках в зимний период. В играх с детьми педагоги закрепляют знание правил дорожного движения, организуют детский опыт применения знаний детьми в практической деятельности. По периметру дороги мы располагаем игровые комплексы, как со стационарным, так и полифункциональным и мобильным оборудованием, на базе которых мы организуем с детьми сюжетно-ролевые игры «Школа», «Магазин», «Больница», «Детский сад», «Автозаправочная станция» и другие игры, подходящие по содержанию играм, организуемым педагогами с детьми по возрастам. В качестве полиции, которая контролирует движение на автодроме, выступают как взрослые детского сада, так и школьники, выпускники нашего сада. По периметру детского сада разбита асфальтированная дорога для практического освоения детьми двустороннего движения по ней на различных игровых транспортных средствах, овладения детьми практическими навыками пространственной ориентировки на территории детского сада. В каждой группе детского сада созданы оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей, в организации которой имеется спектр дидактических, настольных, режиссёрских игр, атрибуты и игровые маркеры для сюжетно-ролевых игр.
В ходе игр педагоги с детьми обсуждают интересные ситуации; создают и разрешают проблемные ситуации для совместного с взрослыми и сверстниками и самостоятельного их решения, развития сюжета, освоения различных изготавливаются предметы-заместители, игрушки - самоделки для различных видов игр. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улице проводится планово, систематически с учётом всех направлений проекта государственного образовательного стандарта с активным включением всех участников образовательного процесса детского сада (педагогов, родителей, детей). Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребёнок применял в продуктивной деятельности и затем реализовывал в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада.
Список литературы:
1. Гризик Т. И., Глушкова Г. В. :«Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Методическое пособие для воспитателей ФГОС» Издательство: Просвещение, 2015 г. 96 с.
2. Лыкова И. А., Шипунова В. А. : «Азбука безопасного общения и поведения. Детская безопасность. Учебно-методическое пособие» ИД Цветной мир, 2013 г. 96 с.
3. Лыкова И. А., Шипунова В. А. : «Дорожная азбука. Детская безопасность. Учебно-методическое пособие для педагогов» ИД Цветной мир, 2013 г. 96 с.