Вершинина Лариса Николаевна
Опыт работы «Система работы классного руководителя по применению современных педагогических технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Особенности воспитательного процесса в классе.
В 2020-2021 учебном году я стала классным руководителем 10 класса, сформированного из выпускников двух девятых классов, в одном из которых я была классным руководителем с 2015 года. Образовался новый коллектив, предстояла работа над его формированием. 10 класс состоял из 26 человек, 10 мальчиков и 16 девочек. В построении процесса воспитательной работы с новым коллективом я руководствовалась общей целью воспитательной работы МБОУ СОШ р. п. Ровное, которая строится на основе воспитательного идеала, изложенном в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек, личностное развитие школьников, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Особенности воспитательного процесса в 10 классе прежде всего были связаны с переходом обучающихся на новую ступень обучения и необходимость решить целый ряд проблем общего плана:
Публикация «Опыт работы „Система работы классного руководителя по применению современных педагогических технологий“» размещена в разделах
1. Соблюдать преемственность и непрерывность между школьным и дальнейшим профессиональным образованием или самообразованием, что необходимо современному человеку на протяжении всей жизни.
Т. к. 17-18-летние ребята стоят на пороге взрослой жизни, перед ними остро встаёт проблема выбора профессии, в решении которой классный руководитель может оказать существенную помощь.
2. Старшая школа – этап перехода от деятельности под руководством учителя к максимально самостоятельной. Проблема самостоятельного добывания знаний и их присвоения как нельзя актуальна.
3. Сформировать у выпускника целостную картину мира.
4. Сформировать у выпускника школы потребность и способность к социальному, коммуникативному, духовному и интеллектуальному развитию.
Кроме общих проблем, связанных с новой ступенью обучения, передо мною стояли проблемы частные. Класс, который я получила, состоял из 14 учащихся моего прежнего и 12 ребят нового состава. Поэтому была проблема, связанная с адаптацией к новым условиям и формированием нового классного коллектива. Не просто создания коллектива, а коллектива, болеющего за общее дело, умеющего нести ответственность, поддерживающего каждого его члена, умеющего объективно оценивать ситуацию. От меня требовалось создание благоприятных условий для максимального проявления и развития способностей каждого.
Актуальность применения инновационных воспитательных технологий в практике работы классного руководителя (обоснование актуальности через выявление проблемы).
Изучив методическую литературу и проанализировав внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, которые кардинально изменяют воспитательную систему, я пришла к выводу необходимости подбора таких, которые бы могли сделать жизнь моих воспитанников в классе насыщенной и интересной. Таких, чтобы из сегодняшнего школьника сложилась цельная личность, готовая к жизни в изменяющемся мире, когда особое значение приобретает умение быстро ориентироваться в обстановке, найти необходимые данные и принять правильное решение, личность, умеющая критически мыслить и действовать, изменять окружающий мир к лучшему, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике.
Я отобрала для себя следующие технологии : социальное проектирование, коллективное творческое дело (КТД, информационно – коммуникативные, технологию исследовательской и проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, кейс-метод.
Цель моего информационно-аналитического отчета: осуществить анализ и дать оценку деятельности по эффективности внедрения в практику инновационных воспитательных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ результатов внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательный процесс.
2. Сделать выводы об эффективности воспитательной деятельности с применением инновационных технологий.
Объектом аналитического отчета является педагогический процесс, направленный на формирование социальной компетентности воспитанников посредством внедрения инновационных технологий.
Предметом аналитического отчета являются формы и приемы внедрения инновационных технологий в воспитательный процесс.
Аналитическая часть
На начало 2020-2021 учебного года была проведена входная диагностика среди обучающихся 10 класса «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н. П. Капустина).
Результаты:
Низкий уровень показали 7 опрошенных, средний - 8, хороший - 8, высокий уровень – 3.
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Определение уровня удовлетворё нности учащихся школьной жизнью:
Классным руководителем была организована серия посещений уроков с целью выяснения учебной мотивации учащихся, уровень их подготовки к уроку, степень выполнения ими домашнего задания. Проводились беседы с учителями-предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении ими устных и письменных домашних заданий. Проводилось анкетирование учителей – предметников «Моё мнение как учителя о классе». Данные, собранные в результате опроса анализировались, на их основе планировался дальнейший процесс воспитания.
Также проводилось анкетирование среди учащихся класса по проблемам :
Определение доминирующих мотивов обучения (сентябрь)
Коллектив и его проблемы (октябрь)
Изучение отношения учащихся к школе (ноябрь)
Психологический тренинг «формирование у школьников мотивации к обучению» (февраль)
Психологический мониторинг «Общение» (март)
«Я и школа» (апрель).
В октябре 2020 года была проведена диагностика учащихся 10 класса.
Психологический инструментарий:
1. Методика измерения уровня тревожности Тейлора;
2. Методика «Оценка уровня психологической комфортности в классном коллективе»;
Анкетирование учащихся по методике Тейлора:
Высокий уровень — 53%
Средний уровень ---> высокий — 38%
Средний уровень ---> низкий — 9%
Высоко оценивают уровень психологической комфортности в классном коллективе — 68%
Показывают безразличное отношение — 32%
Исходя из выявленных и вышеизложенных проблем, принимая во внимание результаты диагностик, я начала подбирать подходящие инновационные технологии для их эффективного решения. Для приобщения обучающихся к делам своего посёлка, воспитания чувства сопричастности и ответственности за окружающее, я стала применять технологию социального проектирования. Целью социального проектирования является включение ребят в реальную практическую деятельность по разрешению социальных проблем местного сообщества силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. п., социальная мобильность, навыки командной работы.
В рамках реализации данной технологии мы облагораживали территорию школы и посёлка, шефствовали над памятником-могилой жертвам кулацкого мятежа. Поддерживаем связь с ветеранами педагогического труда : приглашаем их на классные часы, посещаем на дому. Поздравляли с праздниками.
Учащимися 10 класса была проведена социальная практика «Ледяная горка». Цель практики: на территории р. п. Ровное создать из снега ледяную горку для детей.
Гипотеза: Ледяная горка станет местным островком детского отдыха, веселья и смеха в зимнее время, куда будет доступно прийти каждому ребенку. Десятиклассники во внеурочное время вооружились лопатами и с энтузиазмом взялись за дело.
Результат: Наша горка позволила занять детей МО и, возможно, оградить от опасных необдуманных поступков, а также повысить двигательную активность, что немаловажно для здоровья. (Описание данной практики можно найти на сайте https://kinouroki.org/practies/3242)
ИКТ – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного воспитателя, способствующая оптимизации и интеграции воспитательно-образовательного процесса. Применение ИКТ в воспитательной работе сейчас не только актуально, но и чрезвычайно востребовано. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. ИКТ технологии помогают самостоятельному получению знаний через различные источники из сети Интернет, ученики перерабатывают, анализируют информацию, используют в подготовке к урокам, воспитательным мероприятиям, применяют в работе над проектами.
Осуществление намеченного в работе классного руководителя в 2020г значительно затрудняла сложная эпидемиологическая обстановка в стране и ряд санитарно-эпидемиологических мер, введённых в школе для нераспространения коронавирусной инфекции. Выход ребят в социум был ограничен, однако, социализация личности является основной задачей воспитания. Поэтому применение ИКТ технологий в воспитательной работе стало как нельзя актуальным. Через применение ИКТ стал возможным выход за рамки узкого круга общения через участие в дистанционных акциях, конкурсах, фестивалях, проектах, стало возможным осознание своей нужности и значимости.
Практически каждый классный час или воспитательное мероприятие я сопровождаю компьютерной презентацией или кадрами из фильма. Ребята сами готовят презентации, участвуют в конкурсах. Так, в муниципальном конкурсе презентаций «Моя семья – моё богатство», посвящённом дню Семьи, работа Ли В. заняла первое место. Т. к. введённые ограничительные меры в школах не позволяют общаться учащимся разных классов и проводить совместные мероприятия, то использование ИКТ как нельзя кстати. Моими воспитанниками к праздничным датам (Новый год. День защитника Отечества, Международный женский день) были сняты видеопоздравления и размещены на странице школы в Инстаграмме (с ними можно познакомиться и на страничке моего класса на личном сайте). Для профессионального самоопределения учащихся хорошо помогают Всероссийская интерактивная проектная система ранней профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ», портал «Билет в будущее» – проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Обучающиеся знакомятся с миром профессий, проходят тестирование и даже могут «примерить» профессию на себя.
Обсуждение совместно просмотренных передач, фильмов – тоже одна из форм использования мною информационно-коммуникационных технологий, одна из форм проведения классного часа. Учащимся очень нравятся такие формы, они сами помогают с выбором материала для проведения совместных мероприятий, которые учитывают интересы как учащихся, так и учителя. Разновидностью ИКТ технологий стала технология CINEMA. CINEMA-технология - это одна из перспективных технологий метода событийности в воспитательной системе, помогающая воспринять реальное представление о мире с помощью кинематографических произведений, в своей основе заключает проживания и переживания. Событийная общность – это взаимодействие детей и взрослых, возникающее как событие. Данная технология – ценный инструмент в воспитании подростков. Цели Cinema – технологии : создание общности мировосприятия ребёнка и взрослого, укрепление сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия. Благодаря Cinema - технологии можно создать прецедент живого и непринуждённого обмена жизненным опытом между представителями разных поколений, пройти путь поиска ответов на вопросы, перед которыми обычно пасует подросток, спрогнозировать и предупредить типичные ошибки взросления, примерить на себя линию поведения героев и антигероев сюжета. В рамках этой технологии мои ученики активно участвуют в кинопроекте «Киноуроки в школах России».
Исходя из задачи формирования и сплочения нового коллектива, я стала активно внедрять в воспитательный процесс технологию коллективного творческого дела (КТД) Иванова И. П. Коллективная творческая деятельность даёт возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности. Эта технология обогащает и коллектив, и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. И что самое удивительное — эта технология прекрасно адаптируется к современным условиям. КТД дают возможность ученику реализовать и развивать свои способности расширить знания об окружающем мире; приобрести навыки проектирования; проявить организаторские умения; закрепить коммуникативные навыки формировать способности к рефлексии (анализу)
Педагогу - развивать творческий потенциал; совершенствовать организаторские возможности; изучить классный коллектив; объединить учащихся, педагогов, родителей; управлять процессом развития личности школьника; развивать рефлексивные возможности.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел, осуществлённых в 10 классе :
Трудовые КТД (“Трудовые акции”)
Социальные КТД (Помощь ветерану)
Интеллектуальные КТД («Что? Где? Когда?»)
Художественные КТД (пример : художественно-эстетическое творчество: плакаты, видеофильмы)
Спортивные КТД (Спартакиады, «Зарница»)
С целью проверки эффективности технологий, выбранных для воспитания классным руководителем, в начале нового 2021-2022 г. г. учебного года проведена повторная диагностика «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н. П. Капустина).
Проведённая диагностика показала положительную динамику в росте уровня воспитанности обучающихся.
Результаты:
Низкий уровень показали 2 опрошенных обучающихся, средний - 7, хороший - 9, высокий уровень – 4.
Повторное анкетирование по методике Тейлора в 2021-2022 г. выявило понижение уровня тревожности и повышение комфортности в классном коллективе :
Высокий уровень — 50%
Средний уровень ---> высокий — 37%
Средний уровень ---> низкий — 15%
Высоко оценивают уровень психологической комфортности в классном коллективе — 95%. Показывают безразличное отношение — 5%
Вывод
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, повышают их социальную активность, придают уверенность в своих силах, способствуют более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.