Галина Форманчук
Синтез музыки движения и слова в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Синтез музыки движения и слова в преодолении речевых нарушений у детей
дошкольного возраста»
Консультация для педагогов
Подготовила: музыкальный руководитель
МБДОУ «Дюймовочка»
Форманчук Г. Х.
Цель: совершенствовать методику организации логоритмической гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей до школьного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.
Публикация «Синтез музыки движения и слова в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
ЛОГОРИТМИКА: (определение из словаря Ожигова)
1) одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях;
2) система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых упражнений, применяемая в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.
Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым. И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.
Лечебная ритмика нашла применение в 30-е гг. XX в, в практике появилось особое на правление коррекционной работы — логопедическая ритмика, (разработчики Г. А. Волкова, О. А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, девиз которого «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи». Где особое внимание уделяется развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мелодии ритмодекламацию.
В своей практике я применяю метод использования малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибауток), что способствует воспитанию детей в национальных традициях, метод усиления положительных эмоций, через концентрацию круга добрых, «волшебных» слов : «Здравствуйте ладошки», «Ключик», «Если встретил ты друзей», «Я здороваюсь везде», «Доброе утро». А народные игры сопровождаемые музыкой и словами, не что иное как логоритмика: «Гори, гори ярче». «Медведь и дети», «Найди друга» и др. Музыкальные логоритмические этюды «Буги - вуги», «Делай как я», «Не зевай», «Две руки», «Ручеек», «Лягушачья ламбада», «Дождик за окошком» и т. д.
Начинать такую работу необходимо с I й младшей группы. Для создания интереса у малышей применяю разную атрибутику: платочки, цветочки, снежинки, султанчики и музыкально шумовые инструменты : ложки, колокольчики, погремушки и т. д.
Все упражнения просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
Например:
Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.
«Я здороваюсь везде»
Я здороваюсь везде: дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я знакомой курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день.
Мне здороваться не лень.
Все проснулись, потянулись.
И красиво улыбнулись!
Хлопки в ладоши.
«Здравствуйте ладошки»
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки,поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щечки! - Гладят ладонями щечки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щечки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щелк-щелк-щелк! - 3 раза щелкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперед, ладонями вверх.
Всем Привет! - Машут рукой.
Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным
направлениям.
1. Развитие сенсорных и моторных функций.
2. Формирование основы артикуляционных движений.
3. Развитие мимической мускулатуры.
4. Развитие интеллектуальных функций: (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).
5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при
совместной деятельности всех педагогов МАДОУ в этом направлении. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.