МААМ-картинки

Синтез музыки движения и слова в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Галина Форманчук
Синтез музыки движения и слова в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Синтез музыки движения и слова в преодолении речевых нарушений у детей

дошкольного возраста»

Консультация для педагогов

Подготовила: музыкальный руководитель

МБДОУ «Дюймовочка»

Форманчук Г. Х.

Цель: совершенствовать методику организации логоритмической гимнастики в преодолении речевых нарушений у детей до школьного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

Публикация «Синтез музыки движения и слова в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

ЛОГОРИТМИКА: (определение из словаря Ожигова)

1) одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях;

2) система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых упражнений, применяемая в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым. И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

Лечебная ритмика нашла применение в 30-е гг. XX в, в практике появилось особое на правление коррекционной работы — логопедическая ритмика, (разработчики Г. А. Волкова, О. А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, девиз которого «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи». Где особое внимание уделяется развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мелодии ритмодекламацию.

В своей практике я применяю метод использования малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибауток), что способствует воспитанию детей в национальных традициях, метод усиления положительных эмоций, через концентрацию круга добрых, «волшебных» слов : «Здравствуйте ладошки», «Ключик», «Если встретил ты друзей», «Я здороваюсь везде», «Доброе утро». А народные игры сопровождаемые музыкой и словами, не что иное как логоритмика: «Гори, гори ярче». «Медведь и дети», «Найди друга» и др. Музыкальные логоритмические этюды «Буги - вуги», «Делай как я», «Не зевай», «Две руки», «Ручеек», «Лягушачья ламбада», «Дождик за окошком» и т. д.

Начинать такую работу необходимо с I й младшей группы. Для создания интереса у малышей применяю разную атрибутику: платочки, цветочки, снежинки, султанчики и музыкально шумовые инструменты : ложки, колокольчики, погремушки и т. д.

Все упражнения просты для выполнения и направлены на согласование речи с движением. Ребенок, сопряженно со взрослым, на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.

Например:

Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре, и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.

«Я здороваюсь везде»

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро, здравствуй, день.

Мне здороваться не лень.

Все проснулись, потянулись.

И красиво улыбнулись!

Хлопки в ладоши.

«Здравствуйте ладошки»

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки,поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

Топ-топ-топ! - Топают ногами.

Здравствуйте, щечки! - Гладят ладонями щечки.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Пухленькие щечки! - Круговые движения кулачками по щекам.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.

Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.

Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.

Щелк-щелк-щелк! - 3 раза щелкают зубками.

Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.

Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.

Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперед, ладонями вверх.

Всем Привет! - Машут рукой.

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным

направлениям.

1. Развитие сенсорных и моторных функций.

2. Формирование основы артикуляционных движений.

3. Развитие мимической мускулатуры.

4. Развитие интеллектуальных функций: (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).

5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).

Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при

совместной деятельности всех педагогов МАДОУ в этом направлении. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

10. Логоритмические досуги.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синтез музыки движения и слова в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2021 в 08:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синтез музыки движения и слова в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Форманчук (УИ 1991735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД