Наталья Мамаева
Консультация для родителей «Шустрики и мямлики»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот факторы, вызывающие нарушения поведения:
- токсикозы у матери в период беременности;
- перенесенные матерью во время беременности любые инфекционные заболевания или заболевания, связанные с хотя бы с временным или частичным нарушением функции кроветворной системы, печени, почек;
- постоянные или разовые воздействия вредных химических веществ (ядов, алкоголя, лакокрасочной продукции, сильнодействующих лекарств, табачного дыма) или долго действующие физические воздействия (вибрации, радиации и т. п.);
- родовая травма (асфиксия любого происхождения, стремительные роды, ребенок не сразу начал дышать (потребовались дополнительные меры).
Публикация «Консультация для родителей „Шустрики и мямлики“» размещена в разделах
Однако совсем необязательно перечисленные виды нарушений течении беременности и родов приведут к нарушениям деятельности центральной нервной системы. Ведь адаптивные возможности детского организма чрезвычайно велики. А бывает, что какие-то отклонения появляются, но совсем не те, которые можно было предположить. Но в любом случае, если ваш ребенок выраженный «шустрик» - непоседливый, неугомонный, подвижный гиперактивный ребенок – или типичный «мямлик» - медлительный, задумчивый, не сразу реагирующий на изменение ситуацию помните, что это не просто дурной характер, который вам хочется обязательно переломить, и даже не темперамент, а, вполне вероятно, специфическая черта вашего ребенка, обусловленная особенностями его нервной системы, возможными перенесенными травмами, о которых вы не помните.
И эту особенность вашего ребёнка надо обязательно учитывать в процессе его воспитания. Учитывать – но не пробовать искоренить, переломить, как бы она ни была вам неприятна; вы ведь не пытаетесь перекрасить волосы ребенка в другой цвет, если он, допустим, брюнет, а вы убеждены, что всем детям гораздо больше идут светлые волосики! Так же следует относиться к физиологически обусловленными особенностям вашего малыша, учитывая их, принимая во внимание, делая на них скидку, если нужно.
Следует выбрать подходящий, по возможности единый для всех окружавших ребенка взрослых стиль воспитания При этом нужно отказаться от неуместных, неподходящих воспитательных воздействий, даже если вы убеждены, что они оптимальны для всех детей этого возраста, даже если их рекомендуют опытные педагоги, авторы популярной литературы, просто уважаемые вами «знающие люди» или подсказывает вам личный опы., основанный на воспоминания собственного детства. Ищите тот способ общения с ребенком, управления им, который дает наибольший успех по отношению именно к вашему ребенку, которого никто не знает и не любит больше, чем вы.
Мы уделяем такое внимание воспитательной позиции взрослого, потому что именно по отношению к таким ребятам очень часты педагогические ошибки.
В случае с замедленными «мямликами» и непоседливыми «шустриками» это проявляется очень наглядно.
Замедленный «мямлик» - Люда., 5 лет. Внешне спокойная, тихая, чуть полноватая девочка, может подолгу играть одна, что-то приговаривая над своими игрушками. Не любит, боится совместных шумных игр, особенно спортивных, включающих элементы соревновательности. На занятиях в детском саду старается остаться в тени, на вопрос отвечает только в том случае, если перед ней уже ответило несколько человек. При этом способна на выработку собственного мнения и на отстаивания его. С детьми контактирует хорошо, доброжелательна, охотно помогает другим. накрывать на стол, раздавать материал для занятий, искать потерявшуюся игрушку). Н в ситуации ограниченного времени, когда нужно быстро принять или изменить решение, теряется и перестает действовать вообще. Так же реагирует на резкое напоминание, указание ошибки, низкую оценку ее работе.
Для родителей Люда – камень преткновений. Папа у нее от «воспитательных сфер» отстранен, девочкой мало интересуется, но, видя, как переживает из-зи ее медлительности темпераментная, активная и быстрая жена, вяло поддакивает: «Да, надо принять меры, надо ее заставить.» В детстве папа и сам был медлительным, но вырос и превратился в спокойного, основательного и надежного мужчину. – ничего плохого. Плохо только, что забыл, каким был в детстве, и не видит, что дочка на него похожа.
А мама стремительная, энергичная женщина, порывистая, нетерпеливая, то есть, к сожалению, полная противоположность своему ребенку.
Ее страшно раздражает Людина неторопливость, основательность, задумчивость в тех ситуациях, которые ей самой кажутся кристально ясными, не требующими размышлений. Замедленные движения Люды доставляют ей просто душевные муки - и она страстно, как делает все, начинает развивать свою дочку. И самое первое, что она выбирает, - это игры «кто быстрее» с другими детьми – на прогулках, в гостях, за столом. И естественно, эффект обратный: ситуация соревнования, да еще со значительно более развитыми физически детьми, для Люды непосильна, она останавливается, плачет и ничего сделать не может. Более того девочка теряет интерес к сверстникам. Начинает их избегать. Она все больше нервничает в присутствии матери, становиться все более неуклюжей, медлительной, не сразу отвечает на вопросы, которые мать задает.
Детям - «мямликам» требуется постоянная, терпеливая и ненавязчивая помощь, они нуждаются в участливом, сочувственном отношении со стороны взрослого, особенно матери. Они, как правило, отличаются неуверенностью в себе, часто сомневаются в правильности своих действий, в выборе решения. Поэтому необходимо поддерживать такого ребенка в убеждении, что все у него получатся, удастся, все будет хорошо.
Если дошкольник не может справиться с каким-то заданием, это совсем необязательно значит, что он не знает, как и что нужно делать. Гораздо чаще это говорит о том, что ребёнок просто не решается приступить к заданию, опасаясь, что у него не получиться. В этом случае достаточно предложить ему помощь. Весьма вероятно, что самого ощущения, что он не один, что рядом взрослый, который придет на помощь, окажется достаточным, чтобы неуверенный в себе ребенок справился с заданием, хотя и оглядываясь все время на взрослого в ожидании и поддержки