Ишкильдина Галина
Схема описания передового педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 221 г. Челябинска».
Схема описания передового педагогического опыта
Подготовил старший воспитатель МБДОУ «ДС № 221 г. Челябинска» Ишкильдина Галина Фуатовна
При описании передового педагогического опыта целесообразно придерживаться следующей структуры:
1. Титульный лист
2. Введение
3. Теоретическая база опыта
4. Актуальность и перспективность опыта
5. Новизна опыта
6. Адресность опыта
Публикация «Схема описания передового педагогического опыта» размещена в разделах
7. Трудоёмкость опыта
8. Технология опыта
9. Результативность опыта
10. Приложение
Рассмотрим содержание каждого раздела более подробно.
Введение
Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности. лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Обоснование актуальности опыта на современном этапе. (В чем выражается запрос практики, у каких субъектов отмечается заинтересованность в реализации инновации) Его значимость и практическая направленность. Объём - 0,5 страницы. Вопрос, вызвавший затруднение в практике педагогической деятельности, на решение которого направлена инновационная деятельность. (Для чего организуется инновационный процесс, решение какой задачи преследует) Мотив к инновационной деятельности. (Что конкретно побудило к преобразованию педагогической деятельности)
Вычленить противоречия, которые побудили к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.
Выявление трудностей, противоречий, с которыми встретился педагог и которые побудили его искать новые, более продуктивные методы, подходы, решения возможных отрицательных последствий; неучтенных обстоятельств в процессе становления опыта, условий, при которых его использование не желательно;
Например, противоречия:
• между возможностями обучения и условиями развития детей;
• между требованиями программы и реальным уровнем развития детей;
• между предметным образованием и восприятием целостной картины мира;
• между разнообразием интересов и дарований дошкольника и единым учебным планом;
Тема опыта (конкретность формулировки, корректное использование педагогических и психологических терминов) Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.
Далее надо сформулировать идею опыта. Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:
Цель = конечный результат / средства его достижения. Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач. Идея должна следовать теме, а опыт – раскрывать идею.
Четкое определение наименования опыта. Уже в самом наименовании материала должна быть четко отражена основная характеристика опыта (основная идея, область применения («Развитие речи детей дошкольного возраста на основе индивидуализации обучения»).
Показ, какими путями он шел, какой теорией, какими достижениями науки пользовался, какие технологические варианты использовал.
Показ опыта, как процесса, который включает в себя выдвижение цели, планирование действий, логику достижений результата.
Сведения об авторе опыта (Ф. И. О., место работы, образование, специальность по диплому, должность, педагогический стаж, стаж работы в занимаемой должности, квалификация, категория, награды и звания, контактные данные).
Условия, при которых создавался опыт.
Наименование опыта. (Отражает, что именно является (было) предметом преобразования в ходе инновационной деятельности). Необходимо начинать с выявления и обоснования той конкретной потребности, обусловившей необходимость поиска именно этого опыта и его обобщения. Длительность функционирования опыта и динамика его становления и развития.
Показ системы условий в их последовательности и взаимообусловленности, обеспечивающих возможность достижения наивысших результатов. Условия возникновения, становления опыта. Необходимые сведения об ОУ, микрорайоне, социальной среде, группе.
Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая переподготовка : курсы повышения квалификации; активное участие в работе городских методических объединений.
Теоретическая база опыта
В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта. Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается).
В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения – это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.
• Идея личностного подхода к воспитаннику.
• Идея практико-ориентированного обучения.
• Идея использования новых информационных технологий.
• Идея здоровьесберегающего обучения.
• Идея опережающего обучения.
• Идея гуманизации образовательного процесса.
• Идея оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
• Идея обучения и воспитания в деятельности.
• Идея неразрывного единства обучения и воспитания.
• Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.
• Идея развивающего обучения.
• Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
• Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.
• Идея интеграции содержания и др.
Идеи опыта у разных педагогов могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, в формулировке конкретных задач, своего рода принципах, основных положениях, которыми руководствуется педагог для достижения поставленных целей. Постановка реальных задач определяет тактику педагогической деятельности.
Концептуальная идея инновации. (Описывается основной замысел, суть инициативы. Формулируется главная содержательная идея, дается ее краткое обоснование.)
Здесь необходимо указать, какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом. Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность. Не отрицая возможности новых открытий, педагог должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.
Для того чтобы успешно осмысливать свой или чужой опыт, необходимо на сегодняшний день знать основные положения, составляющие базу для построения дошкольного образовательного процесса:
• работу в «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский);
• идею амплификации дошкольного образования, т. е. его обогащения, а не ускорения (А. В. Запорожец,
• систематическую опору на детское экспериментирование (Н. Н. Поддъяков);
• преимущественное внимание к стимулированию процесса развития мышления (Л. А. Венгер);
• построение образовательного процесса на игровых ситуациях (Д. Б. Эльконин);
• теорию «поэтапного формирования умственных действий» (П. Я. Гальперин,
• личностно-деятельностный подход (В. В. Давыдов) и др.
Раскрыть внутренний источник творческого поиска: воображение, фантазия, умение сделать прогноз, комбинировать известные способы или элементы, видеть предмет в его необыкновенных функциях и связях, принимать нестандартные решения, т. е. все, что характеризует креативность (творчество) самой личности педагога.
Актуальность и перспективность опыта
Обязательным требованием к обобщению опыта является выделение педагогических противоречий и способов их разрешения. Именно с анализа противоречий учебной деятельности и должна начинаться работа любого педагога.
Педагогу необходимо ответить на вопрос: какие реальные противоречия, несоответствия, трудности массовой практики породили необходимость того педагогического поиска, который дал положительные результаты. Например: В. Ф. Шаталов в своем опыте решает многие противоречия массовой практики: обучать всех и каждого качественно и быстро; радостно и победно; напряженно и без перегрузки.
Практическая значимость опыта помогает определить, в какой мере опыт способствует решению задач, поставленных перед ОУ; какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.
Новизна опыта
При описании сущности педагогического опыта, необходимо подчеркнуть отличие опыта от уже существующего, его новизну, степень новизны.
Отражение и фиксирование элементов новизны и творчества. Существует три уровня педагогического творчества (по своему объективному смыслу и значению) : открытия, изобретения, усовершенствования. Описывается новизна опыта : собственные программы, проекты, рационализация отдельных сторон педагогического процесса и др.
Адресность опыта
Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции и т. д.).
Трудоемкость опыта
Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта.)
Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, с единой системой урок – внеклассная работа, лекционно-семинарской системой, с системой внешкольной работы, с организацией воспитательной системы, и т. п.)
Технология опыта
Надо отразить последовательность действий - осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.
Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы, организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).
Содержание и этапы реализации. (Какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте. Какие этапы реализации инновации можно выделить. В чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)
Раскрытие методики во всей ее операционной, технологической полноте и последовательности; полное, последовательное описание приемов, методов. Раскрытие путей достижения положительных результатов, эффективных форм, методов и приемов работы. Цель (для чего, содержание (что, методы и средства (как, результат (какой)
Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы педагогов. Описывается технология опыта (система оптимальных и эффективных средств, конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы обучения и воспитания). В том числе: содержание воспитательно-образовательной работы (характер доказательств, фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению детьми тех или иных мировоззренческих проблем); формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и детей; организация воспитательно-образовательного процесса, способы включения детей в различные виды деятельности; связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и детей.
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
Технология – это процедура деятельности, ее состав и содержание.
К данной части описания есть ряд обязательных требований:
• отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;
• выбрать структуру описания технологии (по этапам урока, по типам урока, по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.)
• показать общие подходы, сформировать свои педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);
• показать индивидуальность автора опыта (авторские педагоги-ческие «находки»);
• содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.
Раскрывая особенности технологии работы, надо действия педагога соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. Поэтому в описаниях не обойтись без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.
Формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения: методы обучения; формы работы с детьми; средства обучения; преобладающие виды деятельности; описание алгоритмов деятельности дошкольников, поэтапных действий педагога; приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.
Результативность опыта
Обоснование достигнутых успехов (благодаря использованию достижений научной теории, педагогическим открытиям и т. п.). Определить возможность получения стабильно высоких результатов (уровень воспитанности, интеллектуального развития).
Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении, а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше. Ожидаемый (полученный) результат. Средства контроля полученного результата и критерии его оценки. (Вид полученного результата. На что нацелен опыт? Какие диагностические методики используются) определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; раскрытие пределов и границ применяемости обобщенного опыта;
Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать: мнение тех, кто уже использует данный опыт, какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения, за счет чего достигается в опыте высокий результат, стабильны ли эти результаты, степень оптимальности получаемых результатов.
Оценивая результат, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий. Педагог-мастер работает не на сегодняшние знания, а на приращение познавательных способностей своих детей. Надо посмотреть, каковы результаты данных педагогических действий, чем они отличаются от результатов других в тех же условиях. В какой степени изменились активность и работоспособность детей, наличие интереса у детей; сформированность знаний по учебному предмету и умений ими пользоваться; развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки информации; уровень организованности в работе и темп учебной деятельности, умение работать с оборудованием на уроке; коммуникабельность детей, умение работать с товарищами, корректность; динамика показателей здоровья в соответствии с возрастными нормами. Для оценки продуктивности системы работы педагога можно использовать следующие критерии успешности: образовательный критерий (победы на олимпиадах и конкурсах и др.).
Критерии развития: широта и глубина интересов; обучаемость (отзывчивость к помощи); овладение нормами нравственности; система жизненных ценностей; степень реализации индивидуальности, самобытности; социальный критерий (адаптация, престиж ДОУ и педагогов).
Психологический комфорт (степень удовлетворенности ДОУ, отношениями, наличие чувства защищенности, оптимистический настрой).
Динамика показателей здоровья.
Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педагогических модулей. Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фрагментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим педагогам конструировать эффек-тивные системы, которые по мере их использования будут трансформироваться.
Осмысление вопросов, не получивших в опыте достаточных решений и требующих дальнейшей углубленной работы.
Основные выводы:
• какова результативность работы, что она дает педагогам и детям;
• возможности и условия использования данного опыта в массовой практике.
• точность и однозначность стиля описания опыта, использование аналитических суждений и высказываний.
Приложение к опыту работы
В приложении к обобщенному опыту могут быть даны практические материалы: планы, программы, сценарии, положения, памятки и т. п.
Приложениями к опыту могут служить разработанные и апробированные автором программы, методические пособия, сценарии и др. Необходимо отобрать образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт : методические разработки, описание алгоритмов деятельности детей или поэтапных действий педагога, структурно-логические схемы и т. д. Представить видеоматериалы и фотографии, отражающие работу педагога с детьми. Приложение может включать:
• авторские программы, модифицированные программы, проекты.
• алгоритм проведения различных видов деятельности;
• видеоматериалы (фото материалы, компьютерные презентации опыта)
• выступления на методических мероприятиях;
• данные о детях, их успехах, имеющих отношение к системе работы.
• дидактический материал;
• материалы, подтверждающие результативность опыта.
• Педагогическую диагностику;
• планы работы с детьми;
• продукты детской деятельности;
• публикации в СМИ;
• творческие работы.
Соблюдение всего комплекса представленных требований служит основой для обобщения опыта, и делают возможным его воспроизведение.