Счастлова Варвара Андреевна
Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста посредством цветовосприятия и световосприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов: «Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста посредством цветовосприятия и световосприятия».
Цель: повышать педагогическую компетентность через транслирование личного опыта, обмен творческими и педагогическими наработками.
Задачи: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов. Внедрение новых технологий в обучение и воспитание детей раннего возраста.
Актуальность:
Публикация «Сенсорное воспитание и развитие детей раннего возраста посредством цветовосприятия и световосприятия» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Для своего мастер-класс я выбрала высказывание Л. Н. Толстого: «Правильный путь таков – усвой то, что, сделали предшественники, - и иди дальше».
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому вопросы сенсорного воспитания и развития, на мой взгляд, актуальны всегда.
Мышление ребенка от1 года до 3лет непосредственно связано с восприятием – он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Психологи считают, что среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит именно восприятию. Поведение и сознание целиком определяются тем, что воспринимает ребенок здесь и сейчас. Все переживания сосредоточены на окружающих его предметах и явлениях.
Я в своей работе постаралась сделать процесс восприятия более ярким. Новизна моей работы состоит в том, что к восприятию цвета, величины, формы и тактильных ощущений, я добавила восприятия света, пыталась это сочетать целями и задачами сенсорного воспитания.
Результативность моей работы можно проследить в двух направлениях:
1. Овладения детьми сенсорными эталонами.
Использование изменяющего цветового и светового фона помогает закрепить полученные знания. С помощью цветоощущений в различных видах деятельности по сенсорному развитию и воспитанию у детей поддерживается интерес к данной деятельности.
2. Поддержание положительного эмоционального фона, релаксация и регуляция поведенческих реакций.
Использование изменяющего цветового и светового фона на занятиях помогает мне организовать детей, вызвать радость от деятельности, формировать умения расслабляться, что способствует снятию психического напряжения и мышечному расслаблению. Такие приемы работы также помогают мне в период адаптации.
Сегодня мы с вами рассмотрим возможности сенсорных пособий в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Постараемся по-новому взглянуть на вопросы сенсорного воспитания путем активизации всех анализаторов.
Я расскажу вам о нетрадиционных приемах развития сенсорных способностей, а именно с помощью изменения цветового и светового фона, восприятия.
В нашей группе живет Светлячок, который всегда сопровождает нас на таких занятиях. Я вас прошу с ним познакомиться и отправиться в путь.
Светлячок, светлячок
Очень яркий огонек,
Ночью в тишине сидит,
Очень весело горит.
Здесь нас встречает друг Светлячок и хочет поиграть.
1. Дидактическая игра «Спрячь Светлячка».
С помощью этой игры закрепляем знания цвета у детей посредством световосприятия и цветовосприятия. Для этой цели использую следующие пособия: цветные домики, окошечки для домиков по цвету, фонарик.
Предлагаем детям красивые домики. Создаё м проблемную ситуацию: Светлячок спрятался от нас. В каком домике он спрятался? Найди окошечка для этого домика по цвету…
2. Дидактическая игра «Цветные шарики».
Цель данной игры закрепить цвет и величину, посредством цветовосприятия и тактильных ощущений. Предлагаю ребёнку помочь шарику найти своё место в ячейке по цвету. Шарики предлагаю разные по величине, в процессе игры закрепляю как цвет, так и величину.
3. Дидактическая игра «Наряди матрёшку».
В данной игре закрепляем геометрические фигуры, развиваем умения соотносить их по форме и цвету, методом наложения. Совершенствуем тактильные ощущения с помощью плоскостных фигур. Развиваем мелкую моторику рук.
Предлагаем детям «Нарядить матрёшку» с помощью шаблона и плоскостных фигур, методом наложения. В процессе игры закрепляем: цвет и геометрическую форму.
4. Дидактическая игра «Цветные дорожки».
С помощью этой игры закрепляем у детей знания цвета и длинны, посредством цветовосприятия и световосприятия. Развиваем моторику рук и элементы конструирования по шаблону воспитателя.
Предлагаем детям цветные дорожки разного цвета и длинны. Просим ребёнка показать «Светлячку» (ребёнок светит на заданную воспитателем дорожку фонариком) : длинную, широкую дорожку, либо наоборот узкую и короткую. Затем усложняем по цветам.
Второй вариант игры: предложить ребёнку построить дорожку для друга «Светлячка», из деревянных брусочков по цветной полоске данного цвета (образец воспитателя). В данном варианте световосприятие будет, как сюрпризный момент, после тогокак ребёнок построит дорожку, «Светлячок» посветит на неё и побежит по ней.
В заключении мне хочется сказать, целители древности не случайно использовали в лечении цвет, свет, музыку и запахи, как средства, благотворно влияющие на состояние нервной и других систем организма.
Энергия радости, наполняющая человека через зрительный центр, образуется от любования окружающим миром, светом и солнцем. Через слуховой центр – от слушания тишины, шороха листвы, наслаждения шумом дождя, красивой, спокойной, народной или классической музыки, протяжной песни. Вкусовым анализаторам необходимы натуральные раздражители. А обонятельным рецепторам, не запахи выхлопных газов и бытовой химии, а запах цветов, ароматы фруктов, свежести раннего утра, новогодней ёлки, леса… лишь тогда ребенок развивается, а взрослые сохраняют своё здоровье.