МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Ксения Соловьёва
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.. Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Публикация «Консультация для воспитателей „Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения. Уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности. Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определённого уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги, приятная фактура. Чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их пред-эталонного значения.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему: «Одуванчики и жук на лугу» Может проводиться после наблюдения весенний лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему: «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.

При составлении тематического планирования и занятий по сенсорному воспитанию я использовала следующую методическую литературу: Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»; Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; Г. И. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»; Г. А. Касвин «Игры в детском саду».

Наш сад называется «Ясли-сад №486 г. Минска». Я работаю в ясельной группе. Возраст детей от 2л до Зл. Умственное развитие детей в группе соответствует их возрасту. При проведении занятий дети активны, любознательны, проявляют большой интерес ко всему новому.

Для знакомства детей с сенсорными эталонами я пользуюсь следующим дидактическим материалом: одноцветные и многоцветные пирамидки, коробка с отверстиями разной формы, матрешками, геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг, комплект досок с вкладышами, палочки восьми цветов, четырех цветные столики с грибочками, мозаики. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно - психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период -основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.

На втором - третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств -шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Это - музыкант, художник, архитектор, писатель, конструктор. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значения сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменений. При проведении каждого занятия основным методом, которым я пользуюсь, является непосредственный показ предмета. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими. Знакомство с каждым эталоном имеет свои особенности. Поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами, я обучаю их приему обведения контура, а также сопоставлению фигур. Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен учиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен «цвет морской волны, кофейный и т. п.». Сложным является обучение детей обследованию формы предметов это отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру. Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, их которых они состоят, и связей между элементами, называется аналептическим. Ребёнка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, должен научиться отличать сочетание тёплых цветов от холодных. Аналитическое восприятие величины связано с выделением разных измерений величины предмета - длины ширины, высоты.

Но нельзя ширину и длину отделить от самого предмета, поэтому правильным путем является сопоставлением предметов по данным измерениям. Работая с детьми раннего возраста над темой «Сенсорное воспитание» я поставила задачи:

1. сопоставить систему работы по формированию чувства цвета, формы и величины у детей от 2 до 3 лет

2. проводить систематические наблюдения в природе, выделяя цвета, формы, величины объектов, явлений

3. использовать дидактические игры по ознакомлению с сенсорными эталонами

4. реализовать полученные детьми знания в изобразительной деятельности, на занятиях по конструированию, ознакомлению с окружающим миром

5. установить зависимость качества восприятия от характера и условий организации детской деятельности

6. определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированию сенсорной культуры у детей

7. оформи окружающую среду в эстетическом цветовом решении. Над сенсорным развитием детей раннего и младшего дошкольного возраста работала в течение двух лет, начиная с 2008 года. За это время малыши раннего возраста научились различать основные цвета (желтый, красный, зелёный, синий, усвоили белый и чёрный цвет. Дети умеют выбирать из двух предложенных цветов нужный. Понимают слова «большой», «маленький». Различают формы: квадрат, круг, треугольник. Узнают знакомые предметы по форме, по одному свойству или части предмета, группируют предметы по образцу. Работа детей с неструктурированным материалом (пластилином, окрашенным песком) способствовало развитию мелкой моторики пальцев.

Публикации по теме:

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет посредством дидактических игр» «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры» В раннем возрасте малыш все тянет в рот, и это также является способом сенсорного.

Консультация для родителей «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и.

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игре» В основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление.

Мастер-класс для воспитателей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей по сенсорному развитию. Задачи: представить опыт проведения занятий по сенсорному развитию. Целевая аудитория:.

Описание опыта работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста».Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки.

Презентация «Развивающая игра для малышей «Коробка из крышек». Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Структурное подразделение МБДОУ д/с № 5 «Сказка» семейный детский сад «Родничок» Развивающая игра для малышей «Коробка из крышек» Воспитатель:.

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Выступление воспитателя Климиной Л. Н. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 2019г. Готовность ребенка к обучению в школе.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) Цель проекта: Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным.

Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 22:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Соловьёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД