Елена Шипанова
Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста
Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Восприятие сенсорных эталонов – сложный процесс. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов это значит сформировать у них представление об основных разновидностях каждого свойства предмета. Сенсорный опыт в дошкольном возрасте - начало познания окружающего мира. Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие. Если ребенок не получает сенсорное воспитания, это ведет к значительной задержке общего развития.
Публикация «Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
При этом основным средством сенсорного воспитания являются игровые технологии. Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение; реализовать свои представления об окружающем. Играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений. Ориентироваться в предметных условиях. Именно играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных… Через игру ребенок входит в мир взрослых. Органы чувств – это единственный и полноценный источник получения информации не только в младенчестве, но и позже: всю жизнь человек развивает свои сенсорные системы, накапливает опыт. И именно при помощи игр на сенсорное развитие мы демонстрируем ребенку на сколько интересен и разнообразен этот мир.
Для формирования и развития сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
Дидактическая игра является ведущей формой сенсорного развития. В дидактической игре познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Она помогает ребёнку узнать окружающий мир и расширить его кругозор. С помощью дидактической игры по сенсорному развитию, воспитатель видит процесс сенсорного развития, оценивает эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлекает новые. При определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.
Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Воспитатель в совместной игровой деятельности с детьми обогащает их чувственный опыт для полноценного восприятия окружающего мира. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире.
Таким образом, одно из центральных мест в работе с малышами занимает использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов, так как младший дошкольный возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в школе.
Особое внимание в педагогическом процессе уделяю созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
В группе мною созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок. При организации уголка учитывала следующие критерии доступности, безопасности, эстетичности.
Кроме того, для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов стараюсь создать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - преднамеренно перевожу детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества. При использовании предметов объясняю и показываю детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации. Всегда оцениваю достижения каждого ребёнка, их желание чем-то себя занять.
Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия. Для развития тактильных ощущений я использую природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т. д. Способы применения указанных материалов не ограничивается фантазией только педагога, но и детей.
Для развития осязания применяю образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда); мешочки с разными наполнителями. Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлены следующие дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Шептунчик», «Найди на ощупь», разнообразные «божьи коровки», черепашки и т. д. Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки: петушок, колокольчик; «шуршалки», выполненные из еловых шишек, 2 вариант - из стаканчиков из-под йогурта; «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха играем в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет», «Солнышко и дождик». Кроме того, использую магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.
Для развития обоняния применяю свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены вещества с различными запахами: кофе, мята, апельсиновые корки и др. С дошкольниками провожу игры : «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».
В «центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей :
- игры на развитие представлений о цвете («Привяжи ниточку к шарику», «Мозаика», «Чудо - паровозик», «Посади бабочку на цветок», «Спрячь мышку», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);
- форме («Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);
- величине предметов («Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).
Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.
Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.
Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:
• стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);
• развитию мелкой моторики рук ребенка;
• симуляции двигательной активности;
• активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);
• снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;
• повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Такая организация предметно - развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
Таким образом, в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия : дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам; соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.); активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.); отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды); малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Литература:
1. Венгер Л. А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988.-144 с
2. Максимова З. Н. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию», Москва «Просвещение»1973 г.
3. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. : Просвещение, 1985;