Жанар Абдуллина
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»
В раннем возрасте малыш все тянет в рот, и это также является способом сенсорного восприятия мира.
Цель: развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
1. Научить детей различать основные цвета;
2. Навыки цветного восприятия;
Публикация «Консультация для воспитателей „Сенсорное воспитание детей 2–3 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
3. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
4. Воспитывать интерес к дидактическим играм;
5. Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия;
6. Развивать мелкую моторику рук;
7. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;
8. Совестить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет».
Ожидаемые результаты:
• закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, размере предметов, положении их в пространстве;
• сформированные представления о разновидностях дидактических игр и
основных приёмах игры на них;
• сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам воспитании сенсорных способностей у детей, родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет
Для того чтобы ребёнок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет. Именно в этот период кроху ждёт встреча с огромным объёмом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок — это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого ещё не знает. Очень важно родителям и родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.
Сенсорное развитие детей происходит согласно следующим параметрам, по которым формируется личная система восприятия мира :
знание цветов: зелёный, жёлтый, красный, белый и другие;
способность различать и определять, где какая геометрическая фигура: прямоугольник, овал, треугольник и другие;
умение сравнивать относительные величины: большой, средний, маленький.
Собирание «пирамидки» помогает ребёнку познакомиться с понятием формы и размера
В период с двух до трёх лет приобретённые ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного воспитания в этот период сводятся к тому, что ребё нок должен уметь:
1. Различать как минимум 4 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определённому цветовому образцу.
2. Определять величину согласно трё м понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.
3. С лёгкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.
4. Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
5. Определять форму предметов. Отличать объё мные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.
6. Ещё одна из задач сенсорного воспитания — умение сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.
Выставка «Игры для развития сенсорики»;
игры: «Сенсорная книжка», «Золушка»(горох, фасоль,игры с прищепками «Ёжик» «Солнышко», «Определи форму», «Рисуем на крупе»(плоские блюда, мелкая крупа, «Весёлая полянка», «Лента»(длинный, короткий, «Сухой бассейн», «Дыхательная гимнастика», «Летающие бабочки», «Разноцветные палочки», «Найди такой же», «Разложи цветы в свой домики», «Бусы», «Разложи палочки по стаканчикам», .
Повестка:
1. Выставка игр.
2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».
3. Игротека.
Участники: воспитатели.
Ход встречи:
Воспитатель : Добрый день, уважаемые воспитатели.
Воспитатель показывает воспитателям выставку «Игры для развития сенсорики».
Беседа с воспитателем
Воспитатель : Уважаемые воспитатели, что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.
Игротека.
«Сенсорная книга»
Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.
Дети в возрасте 3-4лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Воспитатель : Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображении.
Игра с прищепками
«Ежик»
Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?Ты беги скорей к нам ежик. Мы сейчас тебе поможем. -Называть слова со звуком «ж» и прицеплять прищепки – колючки.
«Солнышко».А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
Игра «Определи форму».
Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.
«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами:
«Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).
Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие - в другую.
Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.
При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда -маленький круг. Ребенок раскладывает круги.
Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.
«НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»
Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.).
Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
«БУСЫ»
Возьмите 4 длинных трубочек и 4 коротких трубочек разного цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните малышу, что трубочки от коктейля разного цвета и нанизывать их нужно по очереди -длинный, потом короткий.
Варианты: нанизывание по очереди трубочки одинаковой цвета, но разного размера, но двух цветов.
“Разложи цветы в свои домики”
формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
учить совмещать цветы с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Цветы из цветной бумаги обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить цветы в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
“Разложи палочки по стаканчикам”.
Цели:
- формировать умение различать цвета;
- учить совмещать палочки со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Игра «Разноцветные палочки»
Цель: Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании ватных палочек по разрезанным трубочкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование: Ватные палочки, окрашенные в четыре основных цвета с двух сторон, разрезанные трубочки аналогичных цветов.
Словарь. Синий, красный, зелёный, жёлтый.
Ход игры.
Воспитатель расставляет на столе трубочки четырёх цветов и показывает разноцветные ватные палочки, которые рассыпал мишка. Детям - участникам предлагается разложить все ватные палочки по трубочкам своего цвета. Воспитатель рассматривает
палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и трубочки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.
Выигрывает тот ребёнок, который первым отберёт палочки своего цвета и правильно назовёт его.
Постепенно количество палочек увеличивается.
Примечания. Взять ватные палочки, покрасить краской в основные цвета с двух сторон. Трубочки для коктейля обрезать.
“ Сухой бассейн”
Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндера- сюрприза обклеиваем терм плёнкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.
Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.
С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение — это залог успешного развития.
«Весёлая полянка»
Цель: развитие мелкой моторики и сенсорных навыков детей.
Я использовала фетр, заколочки для волос в виде грибочков и земляничек и резинок для волос.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
1. „Сравни предметы по высоте.
2. „Самая длинная, самая короткая„(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
3. „Разноцветные кружки„(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
4. „В какую коробку? „(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
5. „Дальше – ближе ( предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие - дальше)
Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения.
Если вы будете постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.
Прикрепите к нитке вырезанную из легкой бумаги птичку или бабочку, покажите, как они полетят, если на них подуть. Старайтесь, чтобы выдох был как можно длиннее. Можно потренироваться с малышом у кого выдох дольше, чья птичка лучше летает.
Произносите на выдохе гласные звуки – кто дольше тянет: а-а-а-а-а; о-о-о-о-о; у-у-у-у-у.
«Загони мяч»
Чтобы научиться шипеть, как змей ш-ш-ш, нужно сильно дуть. Тебе помогут два дыхательных упражнения: «Загони мяч». Выполняй их ежедневно. Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в стакан.
«Горячий чай»
Цель: добиваться от ребёнка умения, делать длительный, непрерывный ротовой выдох. Предварительно вырезала из картона шаблоны кружек, кружками, полосками из белой салфетки.
«Нарядим солнышко»
Цель: формировать умение различать и правильно называть цвета лучиков, учить совмещать лучики с бантиками (ориентироваться по цвету).
Памятка для воспитателям
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Дорогие воспитатели!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!»и т. д.
Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.