Лариса Шуговитова
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)
Цель проекта:
Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, повышения координации движения рук (мелкой моторики).
Задачи проекта:
1. Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.
Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
2. Учить детей замечать особенности материала: фактуру, массу, звуковые свойства (легкий, тяжелый – мягкий, пушистый и т. д.).
3. Знакомить со следующими основными разновидностями свойств предметов: с цветами спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный); с формой (круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник); с величиной (большой и маленький); со свойствами, воспринимаемыми на слух, на ощупь, на вкус, с помощью обоняния и движения: громко – тихо, звонко – глухо, твердый – мягкий, холодный – теплый, гладкий – шероховатый, мокрый – сухой, сладкий – горький, кислый и др.
4. Формировать первоначальные представления о пространстве на основе различения детьми частей своего тела и словесных характеристик пространственных отношений между предметами (за, перед, спереди, слева, сзади, справа).
5. Учить замечать количественное отношение между предметами (много, один, мало) и особенности движения (быстро – медленно).
6. Формировать умения:
• Определять форму, величину, цвет предметов по образцу; группировать и чередовать предметы по цвету (найди такой же);
• Группировать однородны предметы по одному сенсорному признаку, а затем по двум признакам (форма и величина);
• Сравнивать два предмета по величине (большой, маленький, фиксировать это отношение словесно, понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький», «одинаковый», «разные».
Сроки реализации проекта:
Проект разработан для работы детьми в возрасте с 2 до 3 лет.
Сроки выполнения проекта: 9 месяцев (сентябрь – май).
Введение в проблему.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорногоразвития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запарожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Участники и социальные партнеры:
• Дети-воспитанники 1-ой младшей группы
• Родители воспитанников.
• Педагоги: воспитатели группы, старший воспитатель, педагог психолог.
Реализация проекта.
В процессе работы с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что нужно как можно больше уделять внимание на развитие сенсорного восприятия у малышей. Для этого я изучила книгу Л Н Венгера «Воспитание сенсорной культуры ребенка», изучила другую литературу по сенсорному воспитанию : К Л Печора «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях»«Дошкольный педагог 1-ая часть»; В С Мухина «Детская психология» и журналы «Дошкольное воспитание».
Чтобы приступить к работе с детьми по этой теме были изготовлены и приобретены ряд пособий и дидактических игр на развлечение цвета, формы и величины предметов:
- Разноцветные грибочки
- Одень мишку
- Матрешки
- Занимательный куб и др.
Дети данного возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Для развития ребенка необходимо накопление богатого сенсорного опыта что предлагает освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, пространственных и временных отношений, овладение способами обследования предметов (разгадывание, ощупывание, поэтому в группе создано поле для сенсорного развития, которое включает в себя:
- Аутодидактические предметно- тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы, величины, с различным количеством колец; матрешки вкладыши разной формы.
- Различные виды дидактических игр: Лото, Домино, Мозаика, Складные кубики с различными картинками;
- Мягконабивные дидактические игрушки:
- Развивающие игры типа «Лего», способствующие развитию мелкой моторики рук, освоению сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, различные пазлы.
- Координационные коврики со следами рук и ног.
- Разнообразный строительный материал: деревянный, пластмассовый, мелкого среднего крупного размеров- способствующие развитию у детей чувства пространства.
Овладение навыками сенсорного восприятия проходит не только на занятиях но и во всех остальных режимных моментах. Все дети с удовольствием занимаются этой деятельностью, в результате которой многие уже научились застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать ботинки, называют цвет, величину, форму предмета, а также другие качества предмета.
Программа реализации проекта.
1 этап: Подготовительный этап
№ Содержание деятельности Срок выполнения
1 Анализ материально-технического обеспечения для сенсорнойдеятельности ребенка раннего возраста в группе Сентябрь
2 Составление перспективного плана работы с детьми Сентябрь
3 Составление плана работы с родителями Сентябрь-Октябрь
4 Оформление информационного пространства в группе Ноябрь - декабрь
5 Подбор (приобретение)необходимого игрового оборудования Сентябрь-Май
6 Анкетирование родителей по вопросам сенсорного образования детей дошкольного возраста, выявление уровня родительской компетентности в данном вопросе. Сентябрь
2 этап: основной этап.
1. Работа с детьми.
№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения
1 «Игра с пальчиками», «Чей домик»,
«Построй башню», «Спрячь шарик в ладошке», «Травка для зайки». Сентябрь
2 «Кто быстрее свернет ленточку», «Собери пирамидку», «Помоги Незнайке собрать цветочек», «У кого большой мяч», «Найди цветок для бабочки». Октябрь
3 «Поможем Петрушке», «Привяжи ленточки к шарикам», «Что катится, что нет», «Апельсин» (рисование, «Строим гараж», «Вода холодная и теплая»Ноябрь
4 «Шли, шли, что-то нашли», «Занимательная коробка», «Три медведя», «Что выбрал Петрушка»,
«Шарики на ёлке» (рисование, «Орешки для бельчат» (лепка) Декабрь
5 «Следы на снегу», «Узкая дорожка зеленого цвета» (конструирование, «Угостим кукол конфетой», «Раскладывание однородных предметов близкой формы на две группы» Январь
6 «Курочка и цыплята» (выкладывание из мозаики, «Как снег становится водой», «Пальчики танцуют (рисование пальчиками, «Угощение для Мурки», «Мебель для Маши», «Что делают матрёшки». Февраль
7 Лепка «Снеговик», «Герои сказки пришли в гости» (один – много, «Рисование пальчиком по крупе – «Заборчик», «Лесенка из кубиков»(конструирование, «Ёлочки и грибочки» Март
8 «Что изменилось», «Что ещё такого же цвета», «Колёса для машины»(рисование, «Гуси с гусятами», «Смотрит солнышко в окошко», «Чудесный мешочек», «Змейка из пуговиц» (конструирование) Апрель
9 «Одуванчики», «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком», «Разноцветные бусы», «Воздушные шары», «Найди всё(цвет, форма, величина, «Следы котёнка» (рисование пальчиком сложив щепоткой, «Солнечный зайчик»(местонахождение) Май
2. Работа с родителями
№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения
1 Знакомство родителей с идеей проекта, его целью, задачами и планом работы с детьми. Сентябрь
2 Оформление наглядной информации для родителей в рубриках: «Учите вместе с нами», «Вести с занятий», «Для вас, родители». Сентябрь - май
3 Оформление индивидуальных папок для детских работ Сентябрь
4 Изготовление полочки для выставок детских работ. Октябрь
5 Проведение консультаций на тему: «Формы и методы работы по воспитанию у детей раннего возраста сенсорной культуры», «Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием», «Дидактические игры и упражнения в сенсорном развитии ребенка в д/саду» Ноябрь – Январь - Март
6 Оформление фотостенда «Играя, учимся» Декабрь
7 Участие родителей в изготовлении атрибутов, пособий, игр и другого материала, необходимого в реализации проекта Октябрь - апрель
3. Подведение итогов.
№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения
1 Фотовыставка материалов о работе педагога и родителей с детьми в рамках реализации проекта. Декабрь
2 Диагностика уровня сформированности знаний детей. Ноябрь - Декабрь
3 Оформление альбома детских работ. Октябрь - Ноябрь
4 Встреча с родителями воспитанников :
• Итоги работы в рамках проекта;
• Анкетирование родителей;
• Обмен опытом совместной деятельности родителей с детьми. Декабрь
Критерии эффективности проекта. Конечные результаты.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста должны сформироваться умения и навыки свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия :
- Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру идругие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойства при выборе из 4-х разновидностей.
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо 4 разновидности формы)
- Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин) в силуэтах разной величины (медведя и медвежонка, зайца и зайчонка)
- Подбирают предметы определенной формы и цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину «кирпичики» определенного цвета);
- Формируется понятие о качестве и количестве предметов;
- Дети начинают применять приобретенные знания о сенсорных эталонах в игровой деятельности;
- У родителей появилось осознанное отношение к проблеме сенсорного воспитания ребенка- дошкольника, осознание значимости проблемы в развитии ребенка как личности.