Ольга Кириллова
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через
дидактические и тактильные пособия»
Цель:
повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
Публикация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего и возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание мягких книжек и приобретение новых игр при участии родителей)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические и тактильные игры и пособия», проведение бесед, папок –ширм»
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т. к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических и тактильных пособий и игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- картотека дидактических игр, а также тактильные пособия по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации, а так же через папки –ширмы,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического и тактильного материала.
- Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации я разработала подборку дидактических игр :
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений :
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Методическая работа
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь 2020 г Список использованной литературы
создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. В течение года. Наличие игр по сенсорному и тактильному развитию
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические и тактильные пособия» Январь 2021г. Конспект консультации
Подготовка анкет к анкетированию родителей Март 2021г. Анкета
Работа с детьми
Формы работы Сроки Фома отчета
специальные занятия по сенсорному воспитанию В течение года
занятия, в которых используют дидактические и тактильные пособия (мягкие книги,вкладыши, цветные палочки) В течение года
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) В течение года Работы детей и фотоотчет
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару» и т. д Сентябрь – ноябрь 2020г. картотека
Дидактические и тактильные игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?» Декабрь 2020г картотека
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе» Январь -
Февраль 2021 г. картотека
Дидактические игры и тактильные пособия, упражнения на закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет» Март 2021г. картотека
Анкетирование родителей Март 2021г. Анкета
Отчет по самообразованию Май 2021г.
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», анкетирование.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические и тактильные пособия по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического и тактильного пособия.)
Работа с родителями
Формы работы Сроки Фома отчета
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и тактильных пособий и демонстрационного материала. В течение года
Фотоотчёт
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Март 2021г. консультация
Анкетирование родителей Март 2021 г. Анкета