Ирина Лука
Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире, с другой - составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи
1) формирование у детей систем персптивных (обследовательских) действий;
2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
Эти задачи так же решались в создании игровой среды, разработке новых дидактических игр. Изучив литературу и учитывая опыт других педагогов дошкольных учреждений создала сенсорную зону состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают внимание, моторику, тактильные чувства и стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону использую как накопительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей.
Мы стараемся разнообразить дидактический материал отдавая предпочтения не приобретению готовых игр, а играм сделанных своими руками.
Дидактические пособия находящиеся в наших игровых зонах соответствуют возрастным особенностям детей.
1.«Разноцветные прищепки»
Цель:
1. Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять знания цветов.
2. Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.
3. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.
Материал: разные картонные картинки, набор цветных прищепок.
Ход игры: Воспитатель предлагает игру сразу нескольким (2- 4) детям. Вначале игры дети должны освоить работу с прищепками (открывать- закрывать). Затем воспитатель показывает принцип действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.
«Ёжик»
Цель: развивать воображение и творчество детей.
Материал: пробки от пластиковых бутылок.
Ход игры: воспитатель предлагает детям дополнить картинку с помощью пробок. Спрашивает, сколько взяли пробок и какого они цвета.
«Разложи орешки в свои домики»
Цель: формировать умение различать и правильно называть цвета
Материал: ячейки контейнера яиц раскрашенные,орехи.
Ход игры: Воспитатель учит совмещать орех с ячейкой,соответствующие по цвету;
Математические фигуры»
Цель: - учить раскладывать фигуры на группы - закреплять геометрические фигуры
Ход игры: фигуры потерялись! Помогите им найти свою группу. Мы наши фигуры разложим по форме.
«Три медведя»
Цель: закрепить умение различать предметы по величине, соотносить их с аналогичными по величине игрушками.
Детям предлагается набор мебели (столы, стулья и кровати) трёх величин и аналогичный набор тарелок. Даётся задание сперва «покормить» медведей (посадить каждого медведя на соответствующий по размеру стул, за такой же стол и поставить необходимую по величине тарелку, а затем уложить спать (аналогично подбираются кровати и постельное бельё).
«Геометрическое лото»
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и цвете
Ход игры.
Играющим раздаются карточки с фигурами, ведущий достает из мешка фигуру, отдает игроку, у которого есть такая фигура на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю карточку.
Гайки и болтики»
Цель: позволяет развивать сенсорную
сферу, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, воображение, эмоциональные
и когнитивные навыки.
1. Ребенку или детям предлагается отыскать и навинтить гайки или гайку определенной формы и цвета (круг, треугольник, квадрат) на соответствующий винтик по типоразмеру и форме шляпке. Например, круглую желтую гайку навинтить на винтик с желтой шляпкой и такой же формы.
Фигурки из счётных палочек»
Цель: развитие логического мышления, выкладывание из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;
Ход игры: В начале игры показываем детям какие рисунки могут получиться. Демонстрируем детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого предлагает детям из палочек выложить другие рисунки, которые они придумают сами.
Найди предмет такой же формы»
Цель: подбор предметов по образцу.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы
Найди пару»
Цель: закрепление умения различать и называть цвета;
- повторение названий геометрических фигур;
- закрепление понятия один-много;
Ход игры: Раскладываем на столе варежки. Предлагаем детям рассмотреть их, отметить, чем варежки отличаются друг от друга (цветом, узором). Показываем, как надо подбирать пару к каждой варежке. После этого предлагаем участникам игры самим, точно также, подобрать пары. Игра заканчивается, когда дети правильно подберут все пары варежек.
Найди на ощупь»
цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.
Материал: диски обклеенные разными видами ткани.
Ход игры: Ребёнку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых тканей
Очень важно помнить, что занятия создают у детей хорошее настроение, вызывают радость, т. е ребенок радуется тому, что узнал что то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что – то сделать, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего детства, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания