Светлана Зимакина
Сенсорное развитие детей раннего возраста, в рамках реализации методического пособия «Мама рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей раннего возраста, в рамках реализации методического пособия «Мама рядом» к программе «От рождения до школы»»
Ребенок уже с самого рождения начинает активно познавать окружающий мир. Он хватает предмет руками, тянет его в рот, крутит со всех сторон. Эти обследования пополняют знания малышей об окружающем мире, они познают свойства и качества предметов, ведь у детей раннего возраста развито наглядно-действенное мышление. Ребенок познает действительность через органы чувств. Их всего пять. Это слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Слайд № 2: Актуальность и нормативная база.
В ходе моей работы я изучила исследования Л. А. Венгера Л. Н. Павловой, Е. Б. Пилюгиной, М. Г. Борисенко, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим миром, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей двух-трех лет жизни. Также я изучила дошкольную программу «Мама - рядом» авторов Альбины Валентиновны Найбауэр и Олеси Викторовны Куракиной, изготовила игры и пособия.
Слайд № 3:Цель и Задачи
Сенсорика - это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Сформировать эти умения и способности является одной из главных задач воспитателей детских садов уже с раннего возраста. Дети 2-3 лет знакомятся с эталонами, принятыми в мире. Это различие основных цветов и оттенков, размер, форма, вкус продуктов, различные материалы, расположение предметов в пространстве, понятие времени и многое другое.
Ведь именно эти категории помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию сенсорных эталонов.
Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей.
Слайд № 4: Этапы моей работы:
Свою работу я разделила на 3 этапа:
1 этап – информационно-аналитический
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям.
На данном этапе решались задачи:
- Сбор и анализ информации по данной проблеме.
- Подобрала систему игр и упражнений.
- разработка перспективного плана по сенсорному развитию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр по программе «Мама - рядом» и методическое пособие «ФЭМП» Веры Арнольдовны Позиной и Ирины Александровны Помораевой.
- Была создана развивающая предметно – пространственная среда по заданной проблеме. При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Был создан «Уголок сенсорики». На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки, матрешки. Привлекала к этой работе родителей, которые помогли приобрести и изготовить новые игры.
Слайд № 5: 2этап – практический
Главная задача данного этапа: научить детей точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Мне удалось заинтересовать и привлечь детей. Занимаясь с ребятами, я выявила, что часть детей справляется с играми, а с некоторыми приходилось возвращаться на начальный этап игры. Причина - особенности возраста и развития.
Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач.
Слайд № 6: Фото
Слайд № 7: Основные формы и методы обучения детей
Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений.
Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность детей в осмыслении и самостоятельном выполнении математических задач.
Слайд № 8: Эталонная система
Сенсорные эталоны
Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать :
-девять основных цветов спектра;
-пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
-три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
-музыкальные ноты, звуки родного языка;
-четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
-два температурных определения (тепло, холодно);
-пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
Из всех этих эталонов я хочу выделить первые три –это формирование элементарных математических представлениях.
Слайды №9,10. 11, 12: Цвет. форма, величина, количество, ориентировка в пространстве
На следующих слайдах вы можете увидеть четыре сенсорных эталона, на которых я в своей работе сделала наибольший акцент, так как считаю их первостепенными в развитии общих и, в первую очередь, математических способностей детей.
Слайд № 13: Оформление сенсорного уголка
В нашей группе создан сенсорный уголок, в котором дети могут выбрать для игры, то, что им больше нравится. В сенсорном уголке присутствуют как обычные игрушки: пирамидки, вкладыши, конструкторы, так и сделанные из подручного материала.
Слайд № 14: Мама рядом
Все мы знаем, что первое слово, которое говорит ребенок – это мама. Мама – это тот человек, который всегда рядом, который всегда поможет.
Слайд № 15: 3этап – итоговый
Результаты диагностики показали, что дети владеют сенсорными эталонами. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно-слуховое восприятие.
Я подготовила ряд брошюр, памяток по данной проблеме для родителей. Занятия для детей проводила в игровой увлекательной форме, чтобы были задействованы сразу несколько мыслительных операций.
Результат:
дети освоили зависимость между предметами по форме, размеру, цвету, расположению в пространстве;
научились определять последовательность и результативность своих действий;
продолжают активно познавать начало логики, что поможет им перейти от простого восприятия предметов, явлений, к осознанию их значения и необходимости использовать в жизни;
вырос уровень знаний и у родителей по сенсорному развитию.