Елена Аунс
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством развивающего пособия «Фиолетовый лес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здесь и сейчас» – вот главные критерии сенсорного восприятия мира человеком.
В нем задействованы все пять органов чувств. Можно сказать, что это восприятие мира телом. И когда ребенок появляется на этот свет, то зрение и слух, обоняние, осязание и вкус тут же включаются в работу. Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Малыши не рождаются с набором определённых знаний и умений, поэтому каждому ребё нку надо осваивать этот мир: для чего нужна ложка, как держать карандаш, где расположен нос, на эти и еще множество других вопросов мы, взрослые, родители и педагоги должны помочь найти ответы. Слово сенсорика от латинского слова «sensus» что означает «восприятие», «способность ощущения».
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством развивающего пособия „Фиолетовый лес“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
В нашей группе мы часто используем сказочное панно «Фиолетовый лес».
По сути, предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми.
Самым первым шагом в применении данного панно являлось рассматривание его
леса. элементов и формирование представления о том, что это «волшебный лес».Затем мы начинали знакомить детей с цветом предметов. Для этого использовали простые дидактические игры «Найди предметы такого же цвета», «Покажи все синие (красные, желтые и др.) предметы», «Собери листочки нужного цвета» и др. Дети учились крепить детали, знакомились с жителями Следующим этапом работы являлось закрепление представлений о величине предмета. «Фиолетовый лес» способствует развитию наблюдательности и исследованию объектов, что позволяет формировать представление о величине предмета наглядно-действенным способом. Для закрепления понятия «величина» использовали следующие игры: «Назови большие предметы и маленькие», «Листочки для ежихи и ежонка», «Снежинки большие и маленькие», «Елочные шары большие и маленькие», «Наряди елочки большую и маленькую» и др.
Одним из преимуществ «Фиолетового леса» В. В. Воскобовича, являются связь образного восприятия с логическим. Педагогу, не составляет труда сформировать мотивацию и ввести ребенка в игру. Наглядность и доступность стимулируют ребенка к действию. Таким образом, воспитатель с помощью усложняющихся развивающих вопросов побуждает ребенка возвращаться к панно «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в самостоятельной деятельности.
Дидактическая игра: «Помоги утеплить норки»
Задачи:
- закрепление умения выделять размер (большой, маленький)
-развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: желтые листочки двух размеров, ёжики двух размеров.
Ход игры:
В Фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ёжики начали готовиться к спячке. Но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу, ёжики увидели листочки, упавшие с дерева и решили ими утеплить свои норки
Задание: Помочь ёжикам собрать листочки нужного им размера.
Дидактическая игра: «Подарим гномам листочки»
Задачи:
- развитие внимания, памяти.
- закрепление знания основных цветов.
- развитие умения группировать по цвету.
Оборудование и материалы: наборы листочков 4 цветов, гномы Кохле, Желе, Зеле, Селе.
Ход игры: Веселые гномы гуляли в Фиолетовом лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что они решили собрать их в букеты.
Задание: Помочь гномам собрать листочки своего цвета: Кохле – красные, Желе – желтые, Зеле – зеленые, Си – синие.
Дидактическая игра: «Откуда выпал листик?»
Задачи:
- развитие внимания, мышления.
- развитие координации движений.
Материалы и оборудование: ажурное дерево с листочками.
Ход игры: Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал, и сяк, но ничего не получалось. Давайте попробуем поставить листочки на место. Задание: Подобрать листочки в отверстия на кроне дерева.
Через эти игры ребёнок познаёт качества и свойства, величину и цвет. Каждая игра полезна для умственного развития детей. Дети, играя, получают новые знания, закрепляют свои действия, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми. Постоянное вовлечение детей в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие, а сама дидактическая игра является эффективным средством развития сенсорных представлений у детей.