Наталья Савельева
Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. То есть программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Публикация «Опыт работы „Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Так вот познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
Ребенок в своей жизни сталкивается с многообразием красок, форм и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорное развитие малыша с первых дней его жизни является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребёнка посредством зрения, осязания, мышечного чувства, ребёнок начинает различать форму, величину, цвет предметов.
Поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно, систематически включалось в жизнь ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет огромное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей дошкольного возраста является игра. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические (развивающие) игры. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную, развивающую и игровые составляющие, игровые действия. Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Игры по сенсорному развитию имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни. Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития
познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей.
Поэтому, дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Анализ изученной литературы
Я начала свою работу со сбора и анализа информации по данной теме, изучила исследования ученых, психологов, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Т. В. Башаева, Э. Г. Пилюгина) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. [6]
М. Монтессори (конец 19 века) рассматривала воспитание сенсорной культуры главной задачей. Она предложила использовать систему сенсорных упражнений для развития правильного самостоятельного мышления ребенка. Для развития органов чувств разработала предметы из различного материала. «Педагогика М. Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям.
Наши отечественные ученые А. В. Запорожец и его ученик Л. А. Венгер тоже внесли свой вклад в изучение психологии сенсорного развития детей раннего возраста.
Л. А. Венгер (середина 20 века) считал, что «сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные способности развиваются посредством дидактических игр считали: (В. Н. Аванесова, О. И. Бобылева, А. К. Бондаренко, Р. И. Жуковская, И. Б. Теплицкая, Е. А. Янушко и др.) , в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Н. П. Сакулина, Н. А. Курочкина и др., конструктивной (В. Г. Нечаева, Э. Л. Фрухт и др., в процессе речевого развития (Д. Б. Эльконин, Е. И. Радина и др., в ходе музыкального воспитания (Н. А. Ветлугина и др.).[7]
М. Б. Медведева, Т. П. Бабич, Е. А. Янушко (21 век) разработали дидактические и обучающие игры для детей раннего возраста, способствующие развитию восприятия цвета, формы и величины, предметных представлений, окружающей ориентировки, характеризующиеся четкой последовательностью. [4]
Проанализировав программу дошкольного образования («От рождения до школы») для выявления основных задач сенсорного развития, можно сделать выводы: во–первых, сенсорное развитие детей раннего возраста является фундаментом умственного, нравственного и физического развития, во–вторых, необходимо создавать благоприятные условия
(развивающая предметно – пространственная среда в группе, дидактический материал и др.).
В ФГОС ДО указано, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).[7]
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). [1]
Содержание Основной образовательной программы по ФЭМП
Количество. Развитие умения формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много - один (один – много).
Величина. Привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т. д.).
Форма. Формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Ориентировка в пространстве. Накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Формирование умения находить спальню, игровую, умывальную и другие комнаты. Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Развитие у детей умения двигаться за воспитателем в определенном направлении. [1, 3]
Цель и задачи.
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей раннего возраста средствами дидактических игр.
Задачи (по работе с детьми) :
1. Побуждать детей узнавать и называть основные цвета спектра.
2. Побуждать детей различать и называть контрастные размеры предметов.
3. Учить детей различать и называть предметы по форме.
4. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.
6. Воспитывать волевые черты характера в процессе овладения действиями с предметами (умение доводить начатую игру до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Задачи (по работе с родителями):
1. Способствовать развитию заинтересованности родителей (законных представителей)воспитанников в проводимой работе.
2. Создать условия для привлечения родителей (законных представителей) к сотрудничеству по данной теме.
Задачи (по самообразованию):
1. Сделать авторские дидактические игры по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет.
2. Пополнить в группе развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.