Елена Анисимова
«Сеньор Мажор и сеньор Минор» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сеньор Мажор и сеньор Минор
Цель: познакомить детей с ладами в музыке.
Задачи:
1) создать условия для определенного эмоционального отклика детей на настроение музыкальных произведений;
2) упражнять в умении различать мажорный и минорный лады в музыке и передавать это при помощи движений;
3) учить детей, слушая музыкальное произведение, различать его характер, определять регистр;
4) добиваться четкой артикуляции и правильного произношения слов во время исполнения песни;
Публикация «„Сеньор Мажор и сеньор Минор“ (средняя группа)» размещена в разделах
5) развивать эмоциональное отношение к игре, выполнять легкий бег, хороводный шаг под музыку;
6) создать условия для реализации творческих возможностей у детей, привлекая к этому родителей.
Предполагаемый результат: в дальнейшей музыкальной деятельности самостоятельно определять мажорный и минорный лады звучащий в том или ином музыкальном произведение.
Оборудование: Игрушка Лунтик, рисунки детей; иллюстрации с изображением клоунов, веселых и грустных человечков; аудиозаписи для слушания, игр, шар воздушный, цветные жетончики – смайлики с веселой и грустной улыбкой.
Алгоритм осуществления проекта (этапы) :
I этап. Знакомство детей с ладами в музыке на примере музыкального произведения «Клоуны» Д. Кабалевского (дети по звучанию угадывают что звучит мажор или минор).
II этап На данном этапе детям дается творческое задание, принести рисунки, картины с изображением веселых и грустных людей, животных и т. д. И в дальнейшем, поместить их на дерево радости и грусти.
III этап. Найти стихи, загадки о ладах в музыке.
IV этап. Заключительный показ результатов, достигнутых на протяжении проекта. Показ результатов осуществляется в виде итогового занятия, на котором дети на протяжении музыкального занятия при выполнении музыкально-ритмических движений, слушании, пении, игре самостоятельно определяют в каком ладу написано то или иное произведение.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку, встают в круг.
Приветствие. Появляется веселый Добрый Гном.
Гном: Здравствуйте, ребята!
Я веселый Добрый Гном,
Старый дуб – давно мой дом.
Сколько сказок и чудес
Мне показывает лес.
Я сегодня вас, ребята, хочу пригласить отправиться в сказочный, волшебный лес музыкальных звуков. Вы согласны? (да). Ну, тогда давайте время не терять и отправляемся гулять! А поедем мы с вами на веселом сказочном автобусе. Занимайте свои места и поехали!
* Музыкальная игра «Автобус» Е. Железнова.
Вот мы и приехали!
Все мы дружно постарались
И на полянке оказались
А сейчас мы весело гуляем,
Высокие и низкие звуки различаем.
Полянка наша тоже не простая, а волшебная, здесь звучат высокие и низкие звуки.
* Музыкально-ритмические движения «Гномы и Великаны» Ф. Шуберт.
Молодцы! А сейчас я вам предлагаю превратиться обратно в детей и под марш пройти на стульчики.
Гном: Ой, ребята, посмотрите, какой красивый домик стоит в лесу. А он вам знаком?
Муз. рук. : Давайте расскажем нашему Гномику про этот домик.
- Сколько этажей в этом красивом доме? (3 этажа)
- Расскажите, кто живет в этом доме? Кого мы сюда поселили?
- Кто живет на первом этаже? Почему?
Ответы детей или одного ребенка: бегемот, слон, медведь, тигр, корова. Они поют низкими, грубыми, толстыми голосами ходят тяжело и неуклюже.
- А мы можем петь такими низкими, грубыми голосами? (можем, но не удобно, голос становится толще и тяжелее)
- Кто живет на 3 этаже домика? Почему?
(петух, цыпленок, хрюшки, птички; они поют высокими, тоненькими, легкими, звонкими голосами и как будто тянутся вверх).
- Мы можем петь такими высокими голосами? (да, но тоже не очень удобно, потому что голос быстро устает).
- Кто же живет на среднем этаже между высоким и низким этажами?
(заяц, ёжик, лисичка; они поют средними, легкими, приятными, теплыми, светлыми голосами).
- А как вы думаете, такими светлыми, средними голосами нам удобно петь будет? (да).
- Правильно, ребята, голос человека волшебный, он может петь и высокие, и средние, и низкие звуки, но удобнее всего голосом петь средние звуки.
- Молодцы, ребята! Я думаю, что наш маленький Гномик понял, что музыка может звучать по-разному? У нее есть высокие, низкие и средние звуки.
Гном: Да, спасибо вам, я узнал много интересного от вас! А раз вы такие умные и сообразительные, я сейчас проверю, насколько хорошо вы можете различать звучание музыки.
Я приготовил для вас музыкальное произведение, вы внимательно послушайте и скажите, как музыка звучит высоко, низко или средне?
* «Дед Мороз» Р. Шуман
Музыка звучит низко, грубо, тяжело.
Правильно, а кто может под такую тяжелую музыку ходить? (бегемоты, слоны, медведи).
Гном: Молодцы, ребята, не удалось мне вас обмануть, вы действительно очень умные ребята.
- Ребята, скажите, а если все звери одновременно запоют и высокими, и низкими, и средними голосами, как это будет называться? (хор).
- Правильно, хор – это когда много голосов и низких, и средних, и высоких звучат (поют) одновременно (все вместе).
- А нам удобнее всего петь какими голосами? (средними).
- Молодцы! Ну, тогда давайте встанем и дружно споем веселую песню про Козлика, который потерял свою маму.
* «Про козлика» Г. Струве
Звучит фонограмма пения птиц.
- Послушайте, кто же это поет? (птицы).
Наше красивое пение услышали птицы и запели свою звонкую высокую песню. Давайте тоже сейчас превратимся в птичек и поиграем на нашей веселой полянке.
*Игра «Птицы в гнёздах»
Садятся на стулья.
Мы с вами на занятии слушали произведение низкого звучания, пели средними голосами, а играли под музыку высокого звучания.
- Гномик, а ведь дети наши умеют не только петь, играть и слушать музыку, они еще и большие фантазеры и умеют прекрасно сочинять.
Вот послушай, какую сказку про музыкальные звуки сочинили дети.
* Сказка «В гости к бабушке».
Гном: Какая замечательная сказка! Ребята, мне так понравилось с вами петь, играть, слушать. Я так много интересного узнал во время нашей весенней прогулки по лесу и за это хочу вам подарить вот такие сладкие угощения.
- Ребята, а вам понравилось путешествовать с Гномом? (да). А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Занимайте места в нашем автобусе и поехали!
- До свидания, Добрый Гном, до свидания добрый лес, полный сказочных чудес! Дети выходят из зала со стульями.