Татьяна Максименко
Семья — основа нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья - основа нравственного воспитания»
Современное общество находится в состоянии глубокого кризиса. Для выхода из этого кризиса следует заняться прежде всего вопросами воспитания. Именно воспитания, а уже затем и образования. Только достойное семейное воспитание, совместно с обновленной образовательной системой может вывести человечество из этого духовного кризиса.
Эти утверждения возможно подтвердить, идеями великого философа, правоведа, политического мыслителя, тонкого теоретика, историка религии и культуры И. А. Ильина.
Публикация «Семья — основа нравственного воспитания» размещена в разделах
И. А. Ильин полагает то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством. Детство это счастливейшее время жизни:
время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»;
время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности;
время душевной не засоренности, искренности;
время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства.
Чем счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке.
Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать. Отец и мать образуют как бы предустановленную для него судьбу, которая выпадет ему на его жизненную судьбу, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить - ему остается лишь принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, обусловливаться в его детстве, отношением к своим родителям. И это всегда было основой нравственного воспитании наших предков. нравственный воспитание национальный
Таким образом, любая настоящая семья появляется из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого предназначения. Научить детей любви, родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье, родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в своем браке.
Семь - внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой активности. Прочность семьи требует ответственного общего творчества. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая может создать единство жизненной цели у обоих. Лишь тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь преданно воспринимать друг друга, доверять друг другу, и верить друг в друга. По мнению И. А Ильина, это и есть самое ценное в браке: взаимное доверие перед Лицом Божьим. Лишь такая семья может осуществить главную задачу брака - выполнить духовное воспитание детей.
В своих работах И. А. Ильин подтверждает, что воспитать ребенка - обозначает заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Однажды Тертуллиан сказал, что душа человеческая по природе своей - христианка. Это особенно верно в употреблении к семье. Поскольку в браке и семье человек учится от природы любить. Из любви к любви страдать и жертвовать. Забывать о себе и служить тем кто ему ближе всего. Поэтому семья является - естественной школой христианской любви, школой творческого самопожертвования.
Семья призвана : воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Из этой семейной традиции и появилась христианская культура - культура священного семейного очага. По мнению И. А. Ильина семья для ребенка есть школа взаимного доверия и совместного организованного действия.
Ребенок учится в семье верному восприятию, авторитетности. В лице отца и матери он сталкивается с естественным авторитетом и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. Ребенок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Семья - есть первая, естественная школа свободы.
И. А. Ильин полагает семья - является школой здорового чувства частной собственности. Семья, есть данное от природы общественное единство - в жизни, в любви, в труде, в достатке. Чем она крепче, тем обоснованнее является ее притязание на то, что творчески создали и приобрели ее предки. Ребенок учится творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время - подчинять начала частной собственности.
Главную задачу воспитания И. А. Ильин видит в том, чтобы «ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни, чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях».
Таким образом, самое главное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей источник силы и утешения в его собственной душе.
Семейное воспитание - это, прежде всего, самовоспитание родителей, которые и предъявляют подростку единые требования с образовательным учреждением. Воспитывают его прежде всего, на своем примере. Причем необходимо учить родителей рассказывать детям больше положительного о своей работе, о семейных традициях, окружающих людях.
Как сказал Макаренко, «Воспитывает каждый квадратный метр Родины».
«Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Порой говорят о «воспитании родителей», имеют в виду вопросы воздействия семьи на формирование ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. Воспитание родителей - это прежде всего, накопление знаний и навыков выполнения родительских функций и воспитания детей.
Семья как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, традиций. Необходимо вернуть воспитание в семью, признать родителей основными воспитателями, ответственными за экологию детства, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями, взаимообучения педагога и родителей
Семейные традиции -это духовный феномен, характерный процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и приобретающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписаными законами семейной жизни и воспитания. В свою очередь, эти традиции затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности к другим людям и к миру в целом.
Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения.