Мельник Екатерина Александровна
Конспект занятия «Семья и традиционные семейные ценности»
▼ Скачать
Тема занятия : Семья и традиционные семейные ценности.
Цель: формирование у обучающихся ценностных ориентиров нравственности, понятия о семье и семейных ценностях.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Семья и традиционные семейные ценности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
1. Ознакомление обучающихся с понятиями «семья», «семейные традиции», «семейные ценности».
2. Способствовать формированию у обучающихся ценности института семьи.
3. Воспитание любви к семье, уважительного отношения друг к другу.
4. Формирование духовных и нравственных ориентиров, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям.
Тип занятия : занятие по изучению нового материала.
Форма организации занятия : комбинированное занятие с элементами игры.
Форма организации деятельности: беседа, игра, размышление, обсуждение.
Методы: словесный, наглядный (демонстрационный, частично-поисковый, эвристический, иллюстративный.
Методическое обеспечение занятия :
дидактический материал: презентация «Возрождение традиционных семейных ценностей»; лист с ребусом («солнышко», «лучики», «слова-комплименты» - символы позитива, «тучи» - помеха счастью семьи); макет сердца семьи;
карточки для дидактических игр «Подари семье радость», аксессуары для игры «Корзина добрых дел»; музыкальное сопровождение)
Материально-техническое оснащение: ПК, интерактивный комплекс.
Ход занятия
1. Организационно-мотивационый этап.
Проверка присутствия обучающихся на занятии.
Мотивация познавательной деятельности.
Педагог предлагает для определения темы занятия разгадать ребус, разгадка которого укажет на тему занятия.
-Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Педагог предлагает произнести всем вместе слово «Семья. Это и есть тема нашего занятия – «Семья и традиционные семейные ценности».
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека – о семье.
Семья — слово о самых дорогих.
О самых нежных, горячо любимых.
О самых добрых, самых ласковых.
О самых сильных и чуть-чуть ранимых.
Семья — это и хмурый взгляд отца.
Улыбка матери, поддержка и вниманье.
Семья — это открытые сердца,
В которых нет укора и страданья
Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости добрых взаимоотношений в семье.
2. Этап получения новых знаний.
Беседа о семье. Семья – это очаг, который согреет и зажжет в твоем сердце новый огонь; несчастлив тот, кто в раздоре со своим очагом, тот, кто утерял его.
Педагог предлагает ролевую игру с участием корреспондента. Ролевая игра сопровождается презентацией.
Корреспондент по ходу фрагментов презентации о семье задает вопросы :
Дети размышляют, отвечают.
Слайд 1. Фрагменты семейных сцен.
Слайд 2: Что такое семья?
Слайд 3. Кто составляет основу семьи?
Слайд 4: Зачем человеку нужна семья?
Как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
- Кто является старшим в вашей семье?
- Для мамы ты кто?
- Для бабушки кто ты?
- Кто о тебе заботится?
- Хотелось бы узнать у вас, как вы заботитесь о своих близких, что вы делаете для них?
- Вам нравится ваша семья?
Слайд 5: Какой должна быть семья?
Совместная деятельность.
Детям предлагается выбрать определения, которые соответствуют их пониманию семьи, и прикрепить к магнитной доске, создав солнце, лучи которого создают тепло и уют семьи.
На магнитной доске нарисован диск солнца, к которому дети прикрепляют лучики, обозначающие важные определения семьи : дружная, большая, крепкая, заботливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, вежливая, жизнерадостная, гостеприимная, доброжелательная, здоровая, счастливая.
Слайд 6: Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?
Детям предлагается выбрать определения со слайда, которые соответствуют в их понимании трудностям в семьи, препятствию для счастья.
Определения, написанные на «Тучках», дети прикрепляют к магнитной доске, так, что они закрывают солнце (обиды, ссоры, непослушание, невнимание, болезни, черствость, безразличие, эгоизм).
Минута размышлений.
Педагог предлагает поразмышлять над вопросом: какие поступки делают семью счастливой или несчастливой.
Рефлективная деятельность.
Совместное составление объекта «Сердце семьи».
Педагог: Ребята, что у меня в руках?
Дети: Сердце.
Педагог: Это большое сердце символизирует животрепещущее сердце семьи. Как и у каждого человека, так и у каждой семьи есть свое живое сердце, А чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть наполнено «семейными ценностями», а какими, мы сегодня попытаемся выяснить.
Педагог: Когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью.
А что такое радость в семье?
Обучающийся:
Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
Педагог: но семейные радости вырастают только на благодатной почве любви, взаимопонимания, терпимости, доверия, ответственности перед другими членами семьи и постоянной взаимопомощи.
Включение элементов мотивированной совместной деятельности обучающихся и педагога.
Педагог предлагает создать цветок семейного счастья.
У каждого из вас есть лепесток цветка. Напишите на нем одно из ценностей, которое вы считаете наиболее важными для построения крепкой счастливой семьи.
Дети пишут, совместно формируют цветок счастливой семьи, обмениваются мнениями, приводят примеры.
Педагог подводит итог. Вы правильно определили основы крепкой сплоченной семьи. Чтобы семья была счастливой, очень важно чтобы в ней царили любовь, взаимопонимание, ответственность, сочувствие, взаимопомощь, сострадание, доброжелательность и конечно же семейные традиции.
Давайте поговорим о семейных традициях, так как они являются важной составляющей крепкой семьи.
Педагог задает вопрос:
- Какие бывают семейные традиции?
Ответы ребят.
Педагог предлагает перечислить семейные традиции, которые есть у каждого в семье.
Педагог рассказывает обучающимся о Всемирном дне семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля.
3. Этап закрепления полученных знаний.
На данном этапе возможны проведение игр, дидактические игры с элементами тренинга, например, дидактическая игра «Подари семье радость», «Корзина добрых дел», игра с элементами тренинга «Назови ласково».
Детям предлагаются вопросы по материалам сказок.
1. Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? ( Вариант ответа: из-за непослушания).
2. Справедливо ли Буратино обижался на Мальвину? ( Вариант ответа: нет, нельзя обижаться на справедливые замечания и поучения – Мальвина учила чистоте, аккуратности, ответственности).
3. Почему старуха в сказке Пушкина осталась у разбитого корыта? ( Вариант ответа: из-за жадности и высокомерия).
4. Почему в сказке «Репка» изначально не получилось выполнить дело- вытащить репку, а в итоге получилось ( Варианты ответа: вместе любое дело спорится).
Рефлексия.
Педагог. Мы так много говорили сегодня о семье, давайте с вами еще немного поразмышляем: каждый коротко скажет свое мнение о том,
что помогает его семье быть дружной, счастливой, что скрепляет семью?
Дети отвечают.
Педагог: Спасибо, ребята, ваши ответы были интересными и поучительными; было приятно с вами общаться.
4. Заключительный этап.
Педагог. Ребята, чтобы наш с вами разговор не прошёл бесследно, я вам предлагаю дома нарисовать сердце вашей семьи.
Укажите какие семейные ценности живут в сердце вашей семьи и какие семейные традиции помогают семейному сердцу биться в счастливом ритме.
Дорогие ребята, всегда помните: главная ценность в жизни любого человека – это Родина и семья, и нужно прилагать все усилия для их сохранения.
Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
В каких бы ты заботах не был.
Пусть тороплив у жизни бег,
Куда бы ни вела дорога,
В твоей изменчивой судьбе
Прекрасней дара нет от Бога.
Твоей семьи тепло и свет –
Вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
Иного счастья и не надо.
Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите своих родных!
Каждому обучающемуся дариться Памятка «Для счастья моей семьи»