Вероника Карандаева
Семья и школа — партнёры воспитания
Семья и школа — партнёры воспитания
Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Выступление на тему:
«Семья и школа – партнёры воспитания»
г. Балей – 2020 год.
Проблема взаимодействия семьи является актуальной. Современные родители зачастую неправильно видят «благо» для своих детей: работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материально всем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают самое главное и самое дорогое – моральные ценности, полностью полагаясь в воспитании на школу. (слайд2) Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи в воспитании. Нет, не с целью переложить ответственность, просто, как говорил Л. Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребёнок будет это делать и вне дома. Ведь самый главный пример для любого ребёнка его родитель – самый лучший, самый важный; тот, который на его взгляд, всегда поступает правильно. И родители не должны забывать об этом: следить за каждым сказанным словом, за каждым действием.
Публикация «Семья и школа — партнёры воспитания» размещена в разделах
(Слайд 3) «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский.
Являясь представителем той и другой стороны, поэтому объективно могу сказать, что неважно кто должен сделать больше: семья или школа, главное, чтобы оба этих трудовых коллектива воспитывали вместе ради всестороннего развития личности ребёнка.
(Слайд4) Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.
(Слайд5) Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:
повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;
создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;
утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых - здоровье; активная трудовая и общественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.
Задачи:
обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;
влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек;
формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;
предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;
координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.
Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.
(Слайд6) Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.
(Слайд7) Направления:
повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;
консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
(Слайд8) Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.
Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:
1. включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
2. правовое просвещение родителей;
3. оказание помощи родителям в семейном воспитании;
4. совместная со школой организация социальной защиты детей;
5. организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
(Слайд9) Предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи.
1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
(Слайд 10) И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Основными условиями её реализации могут быть:
1) родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
2) переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
3) осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
4) систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
5) установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
6) обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание.
(Слайд 11) Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов в воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.
(Слайд 12) Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Пока ребенок живет в семье, нам кажется, что только мы семья, влияем на него. Но вот он поступает в общественные институты, детский сад, школа, вуз и мы видим, что он потихоньку отдаляется от нас, и не только мы, но и общество подключается к процессу воспитания. Часто бывает так, что интересы общества и интересы семьи расходятся и мы начинаем тревожиться по поводу того, что нашего ребенка воспитывают не так как нам бы хотелось. В этой ситуации и возникает чаще всего поиск виноватого. Родители говорят, что школа не правильно учит. Школа говорит, что родители неправильно воспитывают. Собрались, обменялись неприятными эмоциями, а проблема не решилась. Что делать неизвестно?
Давайте подумаем, какова главная цель воспитания? Сформировать зрелого гармоничного человека. Что это такое? Это значит, что нам нужно, чтобы наш ребенок став взрослым мог: приспосабливаться к окружающим людям (быть гибким, был зрелым (адекватно оценивал жизненную ситуацию, мыслил здраво, был самостоятельным, ответственным, уважительным к себе и другим.
Существует три типа воспитания. Воспитание для себя, воспитание для общества, воспитание для ребенка. Первый тип имеет место тогда, когда основной задачей родителей становится желание сделать существование ребенка рядом с собой максимально удобным для себя. Второй тип ориентирован на создание удобного человека для общества. Гармоничным считается третий тип воспитания, основной задачей которого, является формирование личности обладающей характеристиками, озвученными выше. И здесь важно помнить что любое наше воспитательное действие влечет к тем или иным последствиям.
• Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
• Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
• Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
• Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
• Когда к детям относятся терпимо и справедливо, они учатся быть терпимыми и справедливыми с другими.
• Когда детям внушают уверенность в себе, они учатся быть спокойными и уверенными.
• Когда к детям относятся с восхищением и похвалой, они учатся доброй оценке.
• Когда дети живут в обстановке правдивости, они узнают, что такое справедливость.
• Когда дети живут в безопасности, они учатся вере.
• Когда поступки детей одобряют, они учатся ценить себя.
• Когда дети чувствуют безоговорочное принятие себя, они учатся искать любовь в Боге и мире.
Я не верю, что осуществить это можно только в семье. Постольку поскольку наш ребенок подвергается не только нашим воздействиям, но и воздействиям социума, ломать копья и искать крайнего бесполезно. Необходимо объединяться для того, чтобы сделать существование наших детей максимально комфортным.
(Слайд 13) И в заключение хочется сказать о том, многие взрослые проблемы уходят корнями в детство. Мы чувствуем себя несчастными оттого, что нас, когда-то недолюбили, недохвалили, недопоняли, недоценили. Будет ли разумным повторять ошибки последствия которых мы прочувствовали на себе и знаем как это больно. В нашей ситуации дети стали заложниками и если мы с вами взрослые не сумеем договориться, то имеем ли мы право требовать чего-то от детей. Они в большей степени воспитываются на нашем примере, а не на том, что мы декларируем.
Практика показывает, что наши дети лучше нас, добрее, милосерднее, и именно мы взрослые, на протяжении всей их последующей жизни либо создаем соответствующие условия для того, чтобы они стали еще лучше, духовно богаче, творчески развивались; либо мы прямо или косвенно способствуем тому, чтобы наши дети с годами набирались негативного опыта. Так, что уважаемые взрослые, выбор за нами! Ведь именно на двух социальных институтах, семье и школе, лежит ответственность за воспитание детей : семья по Конституции, первый и главный воспитатель ребенка; образовательное учреждение - помощник родителям в воспитании детей по профессиональной принадлежности.
Так давайте сделаем свой выбор в интересах общества, в интересах будущего поколения!
(Слайд 14) Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:
Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель понимали, что всё это ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим человеком.
Список литературы
1. Кулик Л. А. Семейное воспитание : Учебное пособие / Л. А. Кулик - М. : Просвещение 2003. 175с.
2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л. С. Выготский - М. : Академия 2006. 512с.
3. Ковалев, С. В. Психология современной семьи : Учебное пособие / С. В. Ковалев - М. : Просвещение 1999. 270с.
4. Лазарев А. А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А. А. Лазарев - М. : Академия 2005. 314с.
5. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П. Ф. Лесгафт - М. : Просвещение 1992. 200с.
6. Марковская Н. Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне. канд. социол. наук. М., 1990.
7. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В. А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. Вып 1. С. 102 - 120.
8. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы М. ,1978.