Ольга Кузьмина
«Секреты природы». Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа – это единственная книга, каждая
страница которой полна глубокого
содержания».
И. В. Гете.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Публикация «„Секреты природы“, Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
К этой теме я подошла не случайно. Наш детский сад находится в лесопарковой зоне: богатейшая природа, спокойная река со своими изгибами, грибные полянки – все это благотворно действует на ребенка и дает педагогу большие возможности для разнообразия деятельности. Я стараюсь развить у детей познавательный интерес к объектам и явлениям природы, представлениям об окружающем мире. Познавательные задачи решаю с детьми в процессе игр, обследовании материалов, экспериментов, в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы, проведении экскурсий, целевых прогулок, походов в природу. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем, поэтому стараюсь детей заинтересовать, удивить, озадачить. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему актуален метод проектов. В рамках проектной деятельности мною разработаны планы работы с детьми и родителями, создана картотека экологических игр, организована исследовательская мини-лаборатория, разработаны для детей карты-схемы проведения опытнической деятельности, подобрана видеотека познавательных фильмов. Мною созданы авторские проекты «Я в мире природы», «Витамины с грядки», «Загадочная астрономия».
Я постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Родители постоянные участники экскурсий и походов, помощники в изготовлении поделок, гербариев и наставники в проведении опытов и экспериментов. Заведена папка – копилка в которую вместе с родителями собираем полезные рецепты здоровья (лечебные напитки, витаминные салаты, «бабушкины советы»).
Приобщаясь к природе у детей развиваются способности и умения наблюдать, анализировать, делать выводы, экспериментировать. У детей появилось желание чаще общаться с природой, отражать свои впечатления в различных видах деятельности: создании коллективных работ, поделок, в речевой деятельности, игре.
Считаю, что очень важно посеять зернышки доброты, милосердия, трудолюбия в маленьком человеке, чтобы он мог понять важность чистоты и красоты окружающей природы, сохранять и оберегать ее, осознавать себя как часть природы.