Татьяна Скрягина
«Узоры Севера. Искусство народа ханты». Сценарий занятия с дошкольниками средней группы в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа : средняя
Тема: «Узоры Севера»
Основные цели: Расширить и закрепить знания детей о культуре коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Закрепить название хантыйских узоров.
Дидактические материалы:
Публикация «„Узоры Севера, Искусство народа ханты“, Сценарий занятия с дошкольниками средней группы в технологии „ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Орнамент и узоры
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Оборудование: мультимедийное оборудование, книга «Моя Югра», заготовки для оберега, клей, салфетки, мозаика.
Краткая аннотация к работе: данная организованная образовательная
деятельность в технологии «Ситуация» направлена на ознакомление детей с узорами народа ханты.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Обращаю внимание детей на красивый свёрток.
Звонит телефонный звонок, на проекторе появляется девочка.
-Здравствуйте ребята, меня зовут Альва, я звоню вам с далекого севера. Я отправила вам подарок ко дню рождения округа!
Воспитатель с детьми здороваются с девочкой.
Я обращаюсь к Альве: - Да, Альва, мы получили подарок! Ребята, как вы думаете, какой мы подарок получили? Что находится в этом свертке? (Дети отвечают).
Открываем, а в нём книга. – Ребята, эта книга о нашем округе, в котором мы живём. Кто-нибудь знает, как называется наш округ? Кто коренные жители нашего округа? (Ответы детей).
С экрана слышен плач.
Обращаюсь к девочке: -Что случилось, Альва?
Девочка отвечает:–Я вам отправила не только книгу, но и еще обереги, которые должны были вас защищать от злых духов, но они потерялись.
Я обращаюсь к ребятам: Ребята, на оберегах ханты изображают особенный рисунок – узор. – Что же нам делать, ребята? (Ответы детей). – Как можно помочь Альве? ( Ответы детей: можно нарисовать, вырезать обереги).
2. Актуализация
Дидактическая задача: актуализировать у детей знание о узорах.
Воспитатель: - Ребята, а что значит узор? (Ответы детей)
- Где мы можем встретить узоры? (Ответы детей).
- А для чего нам нужны узоры? (Ответы детей).
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задача: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о происхождении узоров народа ханты.
Воспитатель: – Ребята, а вы знаете откуда появились хантыйские узоры и как они выглядят, на что похожи? (Ответы детей).
-В нашей книге есть стихотворение, послушайте:
«Хантыйские узоры красивы и просты
Вглядись дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты
Узоров тех сплетенья
То похожи на рыб
То на рога оленьи,
То на речной изгиб»
-Действительно, названия этих узоров связаны с животными. Все узоры ханты берут из природы.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) формировать представление детей о том, как появились узоры, которые украшают одежду, предметы быта народа ханты;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает»;
4) тренировать умение проверки по образцу.
Воспитатель: –Ребята у народов ханты есть сказка о том, как появились узоры, которые украшают одежду, предметы быта народа ханты. Хотите ее послушать. Тогда слушайте и смотрите внимательно. И Альва вместе с вами будет слушать сказку.
Рассказывание сказки воспитателем. (В ходе рассказывания сказки воспитатель обращает внимание детей на слайды).
Однажды звери, птицы и рыбы опечалились, что одежда их совсем не красива и обратились к женщине, которая умела красиво шить, чтобы та украсила их одежду, а они, взамен, подарят ей подарки.
Согласилась женщина. Заяц-Шовар принёс своё серое платье, и женщина придумала и вышила узор «заячьи ушки» (слайд 1). Белочка-Ланки принесла пушистое платье, и появился узор «След белки» (слайд 2). Глухарка и Тетерев принесли свои платья, и на их платьях появились причудливые орнаменты «глухарка сна» (слайд 3). Окунь принес свое невзрачное платье, и ему женщина вышила узор «Узор чешуи окуня» (слайд 4). Последним пришел Медведь-Пупи, и ему захотелось себе красивое платье (слайд 5). Все платья животных стали красивыми, яркими и индивидуальными, ведь женщина придумала для каждого обратившегося свой неповторимый узор.
Радовались звери, довольна женщина. Люди стали придумывать себе новые орнаменты и украшать себе одежду.
- Что попросили сделать звери у женщины? Какие новые узоры орнаментов вы услышали и увидели в сказке? (Ответы детей).
Обращаюсь к детям: - Ребята, в нашей книге написано, что дети хантов любят играть в игры, давайте и мы свами поиграем. Игра «Белый шаман».
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
После игры: - Мы с вами теперь знаем, как выглядят узоры хантов и я вам предлагаю сейчас самим выполнить узор из мозаики. (Детям предлагаю сесть за столы, перед ними лежат схемы узоров и мозаика). - Молодцы, вы справились с заданием.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача: закреплять знания о названиях и уметь определять узоры народа ханты.
Звучит музыка и я обращаю внимание детей на книгу – Ребята, оказывается наша книга волшебная и я в ней нашла узоры для оберега. (Показываю готовые узоры).
- Как выдумаете, как называются узоры? На что похожи? (Идет обсуждение с детьми).
Дети выбирают узор для будущего оберега и принимаются за работу. У каждого есть заготовка, ребятам необходимо наклеить выбранный орнамент.
По окончанию работы звучит голос с экрана: - Какие вы молодцы, ребята! Вы смогли сами изготовить обереги, которые будут вас оберегать от злых духов. До свидания!
Ребята прощаются с девочкой.
6. Осмысление
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они получили.
- Дети, кому вы сегодня помогли?
- Что нового узнали?
- Вы сегодня научились определять и называть названия узоров народа ханты.
- Что вы изготовили сегодня?
- У кого возникли трудности и справились ли вы с ними?
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Данная организованная образовательная деятельность в технологии «Ситуация» направлена на ознакомление детей с детей с культурой коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты, закрепление название хантыйских узоров. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 4-5 лет.