Папки-передвижки

«Узоры Севера. Искусство народа ханты». Сценарий занятия с дошкольниками средней группы в технологии «ситуация»

Татьяна Скрягина
«Узоры Севера. Искусство народа ханты». Сценарий занятия с дошкольниками средней группы в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы

«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа : средняя

Тема: «Узоры Севера»

Основные цели: Расширить и закрепить знания детей о культуре коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Закрепить название хантыйских узоров.

Дидактические материалы:

Публикация «„Узоры Севера, Искусство народа ханты“, Сценарий занятия с дошкольниками средней группы в технологии „ситуация“» размещена в разделах

Оборудование: мультимедийное оборудование, книга «Моя Югра», заготовки для оберега, клей, салфетки, мозаика.

Краткая аннотация к работе: данная организованная образовательная

деятельность в технологии «Ситуация» направлена на ознакомление детей с узорами народа ханты.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Обращаю внимание детей на красивый свёрток.

Звонит телефонный звонок, на проекторе появляется девочка.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Альва, я звоню вам с далекого севера. Я отправила вам подарок ко дню рождения округа!

Воспитатель с детьми здороваются с девочкой.

Я обращаюсь к Альве: - Да, Альва, мы получили подарок! Ребята, как вы думаете, какой мы подарок получили? Что находится в этом свертке? (Дети отвечают).

Открываем, а в нём книга. – Ребята, эта книга о нашем округе, в котором мы живём. Кто-нибудь знает, как называется наш округ? Кто коренные жители нашего округа? (Ответы детей).

С экрана слышен плач.

Обращаюсь к девочке: -Что случилось, Альва?

Девочка отвечает:–Я вам отправила не только книгу, но и еще обереги, которые должны были вас защищать от злых духов, но они потерялись.

Я обращаюсь к ребятам: Ребята, на оберегах ханты изображают особенный рисунок – узор. – Что же нам делать, ребята? (Ответы детей). – Как можно помочь Альве? ( Ответы детей: можно нарисовать, вырезать обереги).

2. Актуализация

Дидактическая задача: актуализировать у детей знание о узорах.

Воспитатель: - Ребята, а что значит узор? (Ответы детей)

- Где мы можем встретить узоры? (Ответы детей).

- А для чего нам нужны узоры? (Ответы детей).

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задача: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о происхождении узоров народа ханты.

Воспитатель: – Ребята, а вы знаете откуда появились хантыйские узоры и как они выглядят, на что похожи? (Ответы детей).

-В нашей книге есть стихотворение, послушайте:

«Хантыйские узоры красивы и просты

Вглядись дружок, и скоро

Поймёшь их сердцем ты

Узоров тех сплетенья

То похожи на рыб

То на рога оленьи,

То на речной изгиб»

-Действительно, названия этих узоров связаны с животными. Все узоры ханты берут из природы.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

1) формировать представление детей о том, как появились узоры, которые украшают одежду, предметы быта народа ханты;

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает»;

4) тренировать умение проверки по образцу.

Воспитатель: –Ребята у народов ханты есть сказка о том, как появились узоры, которые украшают одежду, предметы быта народа ханты. Хотите ее послушать. Тогда слушайте и смотрите внимательно. И Альва вместе с вами будет слушать сказку.

Рассказывание сказки воспитателем. (В ходе рассказывания сказки воспитатель обращает внимание детей на слайды).

Однажды звери, птицы и рыбы опечалились, что одежда их совсем не красива и обратились к женщине, которая умела красиво шить, чтобы та украсила их одежду, а они, взамен, подарят ей подарки.

Согласилась женщина. Заяц-Шовар принёс своё серое платье, и женщина придумала и вышила узор «заячьи ушки» (слайд 1). Белочка-Ланки принесла пушистое платье, и появился узор «След белки» (слайд 2). Глухарка и Тетерев принесли свои платья, и на их платьях появились причудливые орнаменты «глухарка сна» (слайд 3). Окунь принес свое невзрачное платье, и ему женщина вышила узор «Узор чешуи окуня» (слайд 4). Последним пришел Медведь-Пупи, и ему захотелось себе красивое платье (слайд 5). Все платья животных стали красивыми, яркими и индивидуальными, ведь женщина придумала для каждого обратившегося свой неповторимый узор.

Радовались звери, довольна женщина. Люди стали придумывать себе новые орнаменты и украшать себе одежду.

- Что попросили сделать звери у женщины? Какие новые узоры орнаментов вы услышали и увидели в сказке? (Ответы детей).

Обращаюсь к детям: - Ребята, в нашей книге написано, что дети хантов любят играть в игры, давайте и мы свами поиграем. Игра «Белый шаман».

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

После игры: - Мы с вами теперь знаем, как выглядят узоры хантов и я вам предлагаю сейчас самим выполнить узор из мозаики. (Детям предлагаю сесть за столы, перед ними лежат схемы узоров и мозаика). - Молодцы, вы справились с заданием.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактическая задача: закреплять знания о названиях и уметь определять узоры народа ханты.

Звучит музыка и я обращаю внимание детей на книгу – Ребята, оказывается наша книга волшебная и я в ней нашла узоры для оберега. (Показываю готовые узоры).

- Как выдумаете, как называются узоры? На что похожи? (Идет обсуждение с детьми).

Дети выбирают узор для будущего оберега и принимаются за работу. У каждого есть заготовка, ребятам необходимо наклеить выбранный орнамент.

По окончанию работы звучит голос с экрана: - Какие вы молодцы, ребята! Вы смогли сами изготовить обереги, которые будут вас оберегать от злых духов. До свидания!

Ребята прощаются с девочкой.

6. Осмысление

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей знания, которые они получили.

- Дети, кому вы сегодня помогли?

- Что нового узнали?

- Вы сегодня научились определять и называть названия узоров народа ханты.

- Что вы изготовили сегодня?

- У кого возникли трудности и справились ли вы с ними?

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Данная организованная образовательная деятельность в технологии «Ситуация» направлена на ознакомление детей с детей с культурой коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты, закрепление название хантыйских узоров. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей 4-5 лет.

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

ОД с дошкольниками в технологии «Ситуация»: «Насекомые» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема:.

Сценарий ОД с дошкольниками в технологии «Ситуация». «На помощь к Русалочке» Образовательная область: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Сценарий ОД с дошкольниками в технологии «Ситуация» «Веселая ярмарка» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: подготовительная группа (6 – 7 лет) Тема: «Веселая ярмарка».

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» «Альбом для друга» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная группа Тема: Альбом для друга Основные цели: Познакомить.

Сценарий занятия «Счет до 6. Число и цифра 6» с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: Счет до 6. Число и цифра 6. Основные цели:.

Сценарий занятия «Чудо — украшения» с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: "Чудо - украшения".

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: «Вода — это чудо, вода — это жизнь» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Вода-это чудо, вода-это жизнь».

Сценарий занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей младшей группы 3–4 года «Осеннее дерево» Образовательная область: «Художественное творчество» (лепка) Тема: «Осеннее дерево» Образовательные задачи: - создать условия для художественного.

Конспект занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы 4–5 лет «Письмо доброго друга» Открытие нового способа действия - создание аппликации методом обрыва. Задачи: учить детей выполнять работу в технике обрывной аппликации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Узоры Севера. Искусство народа ханты». Сценарий занятия с дошкольниками средней группы в технологии «ситуация»
Опубликовано: 5 мая 2019 в 14:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Узоры Севера. Искусство народа ханты». Сценарий занятия с дошкольниками средней группы в технологии «ситуация»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД