Татьяна Скрягина
Сценарий ОД с дошкольниками в технологии «Ситуация» «Веселая ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: подготовительная группа (6 – 7 лет)
Тема: «Веселая ярмарка»
Основные цели: научить детей играть ритмично в оркестре детских народных инструментов
Дидактические материалы:
- слайды с презентацией,
- музыкальные шумовые инструменты
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Публикация «Сценарий ОД с дошкольниками в технологии „Ситуация“ „Веселая ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с народными гуляниями, скоморохам, ярмаркой, а также направлена на обучение детей играть ритмично в оркестре. При разработке педагогического мероприятия была взята за основу структура технологии «Ситуация». Для повышения активности и заинтересованности детей используются игровые методы, театрализация, ИКТ. Детское музыкальное творчество направлено на развитие исполнительских навыков. В ходе образовательной ситуации актуализируются и дополняются представления детей о народных шумовых инструментах, ярмарочных гуляньях.
Ход образовательной деятельности
Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи:
мотивировать детей на включение в игровую и познавательную деятельность.
(Под народную мелодию дети входят в зал, становятся рядом со стульчиками)
- К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
- Здравствуйте ребятушки, поклон вам гости дорогие. А гостей то на нашей ярмарке видимо-невидимо. Давайте и с ними поздороваемся.
- Ярмарка то сегодня богатая, что и не успела все разложить. Помогите-ка мне, гости дорогие.
- Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
актуализировать представления о ярмарке, развлечениях на ярмарке и скоморохах.
- Издавна повелось на Руси в середине осени, после уборки урожая устраивать ярмарки, чтобы продать излишки урожая да ремесленные изделия. А вы бывали когда-нибудь на ярмарке?
- И на нашей ярмарке продается товар. Гостем на нашей ярмарке был Иванушка. Давайте спросим, что же он купил? Становитесь полукругом, сделаем воротца, да пригласим Иванушку в середину. А Иванушка сегодня будет… Выходи Иванушка.
- Что же ты купил?
(Игра «Где был Иванушка»)
- Сколько товара приобрел Иванушка. А вы, ребята, занимайте ваши места. Усаживайтесь поудобней.
- Да, товары это хорошо. А без чего же еще не может пройти любая ярмарка?
- Верно ребята. Какая ярмарка без веселья : задорных танцев, песен, шуток, без веселой музыки.
- Кто же зазывал, веселил народ на ярмарке?
- Как же называли в народе этих артистов?
- Называли этих артистов скоморохами. (презентация) Слово "скоморох" означает "бродячий музыкант", "плясун", "комедиант". Они и пели, играли на музыкальных инструментах, плясали, устраивали медвежью потеху, кукольные представления, показывали фокусы. Скоморохи были постоянными участниками всех народных празднеств, гуляний, различных обрядов. Выступали в масках, раскрашенными лицами и „скоморошьей одежде“. (Видео танца)
- Скоморохи общались с народом, вовлекали людей в игры, пляски, песни. А еще на ярмарках собирали ярмарочные оркестры народных инструментов из всех желающих.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для выделения необходимости узнать об артистах и различных видах развлечений на ярмарке;
создать ситуацию для фиксации затруднения и понимания его причины.
- А вы хотели бы присоединиться к ярмарочному оркестру?
- А сможете?
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
продолжать работу над развитием чувства ритма: способность держать устойчивый метр, соблюдая длинные и короткие длительности;
познакомить с ярмарочным оркестром народных инструментов;
формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
- Я вас научу. А для этого давайте вспомним, какие самые простые и самые любимые народные инструменты, на которых вы уже умеете играть?
- Верно - деревянные ложки, на которых играть умел каждый и стар, и мал. И мы с вами не раз играли на них, и недавно с вами выучили песню «Расписная ложка». Давайте возьмем наши ложки, встанем полукругом лицом к нашим гостям, да вспомним ее. (Исполняют «Расписная ложка»)
- Какие молодцы, как ладно у вас получилось.
- Как мы с вами знаем, кроме ложек есть еще много других народных инструментов. И сейчас мы с вами научимся играть на них в оркестре. Послушайте народную мелодию, под которую мы с вами будем играть в оркестре.
- Она вам знакома?
- Сколько частей в этом произведении?
- Давайте мы с вами прохлопаем ритмический рисунок. В каком темпе звучит первая часть? (медленная, неторопливая)
- Первую часть мы будем исполнять половинными длительностями, и наши хлопки будут долгими и широкими.
- А в каком темпе звучала вторая? (быстро)
Ее мы с вами исполним восьмыми длительностями, и наши хлопки будут короткими и быстрыми.
- А в 3 часть повторяет первую.
- Каждую часть будут исполнять разные музыкальные инструменты. Первую часть будут исполнять трещотки да ложки, вторую - бубны и бубенцы, а третью - все вместе.
(Учат и исполняют мелодию)
5. Включение нового знания
Дидактические задачи:
закреплять представление о скоморохах и научиться играть на народных музыкальных инструментах.
- Как вы думаете, теперь вы готовы играть в ярмарочном оркестре народных инструментов?
- Тогда давайте исполним.
- У вас получилось?
-А если понравилось гостям, то похлопайте вы нам.
- А теперь положим инструменты да присядем.
- Моя знакомая хозяйка, убиралась в избе, да попрятала все музыкальные инструменты. Давайте их с вами найдем. Кто увидел знакомый инструмент, поднимает руку.
(Игра «Найди инструмент»)
- Молодцы, хозяйке помогли, все инструменты нашли.
6. Осмысление
Дидактические задачи:
восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
-Ребята, а что вы сегодня узнали нового?
- За что можете похвалить себя?
Комментарии к сценарию
Используемая литература
«Знакомство детей с русским народным творчеством». Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядных праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2008.
«Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005
«Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.
«Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.
«Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. Изд. «Мозаика-Синтез», Москва 2005 г.
«Фольклорный праздник в детском саду и школе», Москва 2000.
«Фольклорный праздник» Г. М. Науменко. Линка-Пресс, Москва 2000 г.
«Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Новикова Г. П. Изд. АРКТИ, Москва 2002
Науменко Г. М. «Фольклорный праздник», 2000
Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.