Боротканич Ольга Васильевна
Конспект НОД «Самостоятельное составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по математике на тему:
«Самостоятельное составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»
Воспитатель Боротканич О. В.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Обобщение знаний и закрепление умений по пройденному материалу.
Задачи обучающие :
Публикация «Конспект НОД „Самостоятельное составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание“» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и бумаги в клетку.
• Упражнять считать в прямом и обратном порядке в пределах 20.
• Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.
Развивающие задачи :
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи :
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, 1 квадрат, 4 прямоугольных треугольника, карточки с цифрами и арифметическими знаками.
Раздаточный материал. Цветные карандаши; тетради в клетку с образцом узора; конверты с разрезанными квадратами (1 квадрат и 4 прямоугольных треугольника); карточки-красные, жёлтые, синие.
Ход НОД:
I часть. Игровое упражнение «Считай дальше».
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Считай дальше». Давайте встанем в колонну. По моей команде, вы над головой передаёте мяч назад и называете числа от 1 до 20, а затем передаём мяч между ногами вперед и называем числа в обратном порядке.
II часть. Игровое упражнение «Составим задачу».
- Ребята, вчера, когда я уже уходила домой, почтовый курьер вручил мне вот это письмо от Незнайки, давайте его прочитаем.
«Ребята, здравствуйте, это я – Незнайка. На днях я поспорил со Знайкой, что научусь сам составлять задачи на сложение и вычитание, но у меня ничего не получается. Мне бы очень хотелось посмотреть, как вы с этим справляетесь. Можно я приду к вам на следующее занятие, и вы меня научите составлять и решать задачки? Заранее вам благодарен. Ваш друг Незнайка.»
- Ну, что поможем Незнайке? (ответы детей)
- Но сегодня давайте сначала сами потренируемся в составлении и решении задач.
- Ребята! Давайте повторим правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- За столом сиди ты стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)
- Стол – это не кровать и на нём нельзя… (ЛЕЖАТЬ)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)
- Молодцы! Ребята, давайте уточним, сколько частей в задаче?
- Как называется каждая часть?
- С помощью каких арифметических действий можно решать задачи?
- Молодцы! Откройте свои тетради, отсчитайте три клетки вниз от предыдущего задания и поставьте точку.
- Красным карандашом от точки проведите отрезок длиной в три клетки.
- Возьмите синий карандаш и продолжите его: нарисуйте отрезок, равный семи клеткам.
- Снизу отметьте дугой общее количество клеток. На какое арифметическое действие можно составить задачу? (На сложение.)
Дети составляют задачи. Выслушиваю варианты задач и вместе с детьми выбираю одну из них. Дети обсуждают ее решение.
- Давайте запишем с помощью цифр и знаков. (3+7=10)
- Прочитайте запись и ответьте на вопрос задачи.
- Молодцы, ребята, с одной задачей справились. Ну, а сейчас следующее задание.
- Отступите от записи вниз четыре клетки и нарисуйте отрезок длиной в десять клеток. Соедините начало и конец отрезка дугой снизу.
- Отсчитайте семь клеток и соедините их дугой сверху.
- На какое арифметическое действие может быть составлена задача? (на вычитание.) Дети составляют задачи. Выслушиваю варианты задач и вместе с детьми выбираю одну из них. Дети обсуждают ее решение.
- Давайте запишем с помощью цифр и знаков. (10-7=3)
- Прочитайте запись и ответьте на вопрос задачи.
- Молодцы, ребята, и со второй задачей справились. Теперь можно и Незнайку приглашать на занятие. После сна напишем ему пригласительную?
Физкультминутка
Читаю стихотворение и вместе с детьми выполняю соответствующие действия.
Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают кисель».)
На горушечке, (Соединяют кончики пальцев, а ладони разводят в стороны.)
Для Андрюшечки. (Кладут правую руку на грудь.)
Летел, летел соколок через бабушкин порог. (Скрещивают большие пальцы и делают взмахи остальными пальцами.)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил. (Несколько раз ударяют пальцами по ногам и вытягивают руки вперед.)
Вот и нету киселька (Разводят руки в стороны.)
В черепушечке (Складывают ладонь «горстью».)
У старушечки на горушечке. (Изображают горку.)
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Качает головой влево, вправо.)
Не плачь, бабка, не рыдай! («Грозят» указательным пальцем.)
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя.
Во-о-от столько! (Правой рукой «помешивают» кисель и разводят руки в стороны.)
III часть. Игровое упражнение «Рисуем узор для бабушкиного фартука». У детей тетради с образцами узора
- Ребята, посмотрите, у вас в тетрадях есть вот такой узор для бабушкиного фартука. Я предлагаю вам дорисовать узор до конца строки и украсить его точками, линиями, геометрическими фигурами и т. д.
IV часть. Игровое упражнение «Собираем коврик».
У детей в конвертах разрезанные квадраты.
- Ребята, у вас на столах лежат конверты. Давайте посмотрим, что там лежит?
- Правильно, это геометрические фигуры. Назовите, какие геометрические фигуры там находятся?
- Сколько треугольников?
- А сколько квадратов?
- Давайте с вами сделаем для бабушки коврик квадратной формы из частей фигуры. (Вызванный ребенок выкладывает его на доске, а остальные на своих местах).
- Так из каких же геометрических фигур мы составили коврики.
V часть. Итог НОД:
- Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Предлагаю вам выбрать из трех карточек одну и ответить карточкой на вопрос:
- Понравилось вам занятие? Если понравилось, то поднимите красную карточку; если не очень, то – жёлтую, а если не понравилось, то - синюю. (Дети выбирают, я уточняю почему) (Ответы детей).
- Всем спасибо!
Приложение (дополнительное задание, если осталось время
Д/игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!».
(показываю числа и обращаюсь к ребёнку)
1. Посчитай от 3 до 9.
2. Назови соседей чисел 9.
3. Угадай число, живущее между числами 5 и 7.
4. Назовите предыдущее число к числу 8.
5. Назовите последующее число к числу 2.
6. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
7. Если стол выше стула, то стул?
8. Если дорога шире тропинки, то тропинка?
9. Если завтрак раньше обеда, то обед?
10. Если перо легче ручки, то ручка?