Татьяна Усенко
Самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Не воспитатель должен «закладывать» знания в воспитанника, а сам воспитанник становится активным в выборе содержания своего образования. Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.
Публикация «Самостоятельная деятельность детей старшего дошкольного возраста в группе» размещена в разделах
Самостоятельная деятельность в ДОУ детей старшего дошкольного возраста – это самостоятельная игровая деятельность в группе, на прогулке, продуктивная деятельность (изобразительная, конструирование, лепка, труд). Самостоятельно организовывать свою деятельность должны уметь все дети детского сада, независимо от возраста, а чем старше дошкольник, тем продолжительнее и насыщеннее их самостоятельная деятельность. Признаком самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет накопленный опыт для решения новых задач. Особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, когда все больше времени ребенок проводит в самостоятельной деятельности.
Самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего со стихийным, хаотическим поведением. За ней всегда стоит руководящая роль взрослого человека. Однако, чем старше дети это воздействие становится все менее и менее открытым. В процессе самостоятельной деятельности важно обеспечить разнообразие видов детской деятельности, создать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения.
Для этого мы постарались создать условия для самостоятельной деятельности детей. Оборудовали помещение группы учитывая возрастные особенности детей различными центрами развития, с целью предоставления каждому ребёнку возможности сосредоточиться на своей выбранной деятельности, стараемся стимулировать детей к организации самостоятельной деятельности, и одновременно с этим решаем задачи пяти образовательных областей. И здесь, важно было придумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Мы предусмотрели возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центрах по мере необходимости с помощью применения переносных ширм, легко передвигаемой трансформируемой мебели.
В нашей группе детям предоставляется возможность самим выбрать для свободной деятельности любимый вид занятия. Ведущий вид деятельности дошкольников — игра. Мы постарались организовать игровую среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом индивидуально или вместе со сверстниками. В свободной игре наши воспитанники используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. В центре сюжетно-ролевых игр имеется большое количество игровой атрибутики для любимых детьми игр.
Строительно-конструктивный центр — любимое место мальчиков. «Строительный центр» - достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что конструктор различного вида, крупный и мелкий хранится в специально отведённых для него контейнерах, его можно перемещать в любое место группы и разворачивать сюжет игры за пределами центра. Это позволяет нашим детям проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты, а также комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Воспитанники группы самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками, машинками для обыгрывания.
В самостоятельной деятельности наших детей довольно распространены игры в «Центре настольных игр». Центр содержат большое количество настольно-печатных игр разнообразной тематики и содержания. «Лото», «Домино», счетные палочки, пазлы и др. Интерес к играм и ее участникам становится все более избирательным: дети объединяются в самостоятельных играх на основе интереса к определенным играм, симпатии к товарищам и др. Мы, как педагоги группы иногда выступаем в качестве участника игры, и незаметно для детей направляем игру, поддерживаем их инициативу, сопереживаем с ними радость игры. Можем и не включаться в игру, но руководим развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведём их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, мы делаем это чаще всего не прямо, а косвенно: используем разного рода игровые сюрпризы, выражаем удивление, шутим, поощряем за самостоятельные действия детей, а если нужно, то предлагаем другой вид деятельности или при необходимости помогаем тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
В свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг в книжном уголке. В группе организовываем выставки книг, иллюстраций, альбомы с картинками в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Так же в группе организовываем персональные выставки «Моя библиотека», дети приносят книгу в группу и рассказывают о чем она всем детям. Проходит реклама книги, которую родители читали детям дома. Книжки-малышки служат нашим детям для того, чтобы играть в библиотеку.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводим центру детского творчества. Для этого создали в группе обстановку для творческой активности детей. Оснастили центр разнообразным изобразительным материалом, оборудованием для рисования, лепки, аппликации; учебно-наглядным материалом, дидактическими играми, образцы и т. п. У наших воспитанников уже есть небольшой художественный опыт, который они приобрели на занятиях, накапливают и увеличивают объем навыков, умений и уже по своей инициативе могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности. Мы предоставляем нашим воспитанникам презентовать свои достижения в персональных выставках своего творчества. Это прекрасная возможность для ребенка показать свои достижения и скрытые таланты, ощутить атмосферу публичности и значимость сделанного.
Персональная выставка в группе это не только рисунки, но и любые предметы, атрибуты, аксессуары увлеченности: поделки, фото, грамоты, медали, коллекции, работы с посещения кружков, чего угодно.
Для реализации самостоятельной театральной деятельности в группе предусмотрен «Театральный центр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей. Театрализованная деятельность пользуются у наших воспитанников неизменной любовью. Среди многочисленных игр у детей пользуются популярностью игры в «театр», сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.
Чтобы самостоятельная математическая деятельность была эффективной мы создали «Центр математики», оснастили его занимательным игровым математическим материалом. Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам.
Таким образом спланированное нами групповое пространство помогает нашим воспитанникам делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможность для проявления и развития а также реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, наши воспитанники постепенно обретают уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге – учит учиться.