Папки-передвижки

Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста

Елена Мартынюк
Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста».

Подготовила: воспитатель Мартынюк Е. Г.

САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К самоповреждающему поведению относят :

- биение и стучание головой,

- расчесывание и щипание кожи,

- попытки бить себя,

- кусание себя,

- поедание несъедобного,

- выдирание волос,

- тыканье в глаза и давление на глаза.

Публикация «Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста» размещена в разделах

Самоповреждающее поведение в большей степени свойственно детям, живущим в условиях группового ухода (в домах ребенка, детских домах). Основная проблема таких детей —отсутствие индивидуальных отношений. С точки зрения теории привязанности, при отсутствии рядом с ребенком чувствительного, заботливого взрослого, самоповреждающее поведение может рассматриваться как попытка к самоуспокоению («заглушить» психологическое страдание, способ получить дополнительные сильные ощущения, а также добиться внимания взрослых.

Желательно закрепление за ребенком взрослого, который будет стараться проводить с ним время, поможет ребенку начать больше доверять людям, понять, что от взрослого можно ожидать утешения и поддержки и, таким образом, в дальнейшем справляться с самоповреждающим поведением.

ВЫЯВЛЕНИЕ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Лучший совет в таких случаях — не проявлять повышенного внимания, даже если такое поведение очень тревожит воспитателя. Нужно постараться реагировать спокойно, чтобы ребенок не пользовался подобным поведением для привлечения внимания взрослого. Для того чтобы каким-то образом справиться с самоповреждающим поведением ребенка, необходимо понять его причину, выяснить, в каких ситуациях оно чаще всего возникает, и постараться изменить взаимодействие с ребенком и его окружение.

Существуют несколько основных стратегий сбора информации для функциональной оценки: интервью с основным воспитателем, прямое наблюдение и экспериментальный анализ.

Интервью с основным воспитателем проводится с целью выяснить, когда и в

каких ситуациях у ребенка возникает самоповреждающее поведение. Однако если о ребенке заботятся одновременно несколько человек, только данных интервью может быть недостаточно. Имеет смысл использовать эти интервью вместе с прямым наблюдением или экспериментальным анализом.

Прямое наблюдение. Данные собираются в течение наблюдения людьми, которые хорошо знают ребенка, обычно сотрудниками группы, в которой находится ребенок. Не обходимо систематически описывать поведение ребенка в специальных бланках.

Фиксируемые элементы:

1) Самоповреждающее поведение.

2) Ситуация, предшествовавшая проявлению самоповреждающего поведения.

3) Последующие события.

Подобные формы необходимо заполнять в течение нескольких дней, внимательно наблюдая за ребенком и отслеживая, в каких ситуациях проявляется самоповреждающее поведение.

Экспериментальный анализ. Эта стратегия предполагает систематическое изменение окружения ребенка (проявление внимания, позитивное и негативное подкрепление, особенности социального взаимодействия, то есть изменение тех параметров окружения, которые могут влиять на проявления самоповреждающего поведения.

Экспериментальный анализ может проводиться во время занятий.

Девочка 1 год.

Диагноз — спинномозговая грыжа, интеллект в норме. Кусает пальцы. Наблюдение за поведением девочки показало, что она использует данное поведение для привлечения внимания взрослых. По рекомендации специалистов взрослые стали проявлять к ней внимание тогда, когда она не кусала пальцы. Также было рекомендовано в течение некоторого времени мазать пальцы ребенка жидкостью с неприятным запахом и вкусом. Самоповреждающее поведение постепенно исчезло в течение 3 недель и больше не появлялось.

Мальчик 3 года.

Диагноз — синдром Дауна, общее отставание в развитии. Ребенок проявлял агрессию по отношению к окружающим взрослым и детям, а также расчесывал кожу головы, что привело к локальному выпадению волос. До того, как ребенок оказался в детском учреждении, он пользовался жестами, однако воспитатели решили развивать речь ребенка и игнорировали его попытки использования дополнительной (жестовой) коммуникации. Наблюдение за поведением ребенка и интервью с воспитателями привели к заключению, что ребенок проявляет самоагрессию и агрессию к окружающим, когда те не понимают (игнорируют) его попытки общаться на знакомом ему языке (языке жестов). Обучение воспитателей языку простых жестов, которыми пользуется ребенок, привело к постепенному снижению самоповреждающего и агрессивного поведения.

Если самоповреждающее поведение ребенка связано с привлечением внимания, воспитателям обычно рекомендуют подходить к ребенку, не проявляя сильных эмоций, используя минимум слов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на дорогах» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного.

Конспект викторины по ПДД «Безопасное поведение на улице» для детей 3–4 лет Конспект викторины по ПДД 2 младшая группа (3–4 года) Тема: «Безопасное поведение на улице» Составила : воспитатель Макарычева Н. Н. Цель:.

Консультация для родителей «Безопасное поведение детей на дороге» Для родителей Безопасное поведение детей на дороге. Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных.

Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста» Из множества различных отношений, которые формируются в течение всей жизни, наиболее значимыми, выступают отношения, между родителем и ребенком.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет, от которых зависит поведение и становление личности» На данном этапе очень важную роль играют возрастные особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности 1. Стремление.

Конспект занятия по ПДД «Поведение детей на улице» «Поведение детей на улице». Цель: 1. Познакомить детей с основными правилами поведения на улице. 2. Закрепить знания о ПДД. 3. Воспитывать.

Сценарий развлечения в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на улице» Тема: Вечер развлечения весёлых и находчивых. Цель : Ознакомление детей с правилами дорожного движения. Задачи:1. Расширять представления.

Проект «Безопасное поведение детей на дорогах» Автор проекта : Сергеева Татьяна Викторовна Тип проекта: информационный По содержанию : обучающий По числу участников проекта: групповой,.

Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Составил воспитатель.

Упражнения на фитболе для младенцев Конспект занятия Упражнения на фитболе для младенцев. Цель: Развивать и стимулировать движения ребёнка. Задачи: 1. Способствовать снятию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 11:00
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мартынюк (УИ 139988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД