Елена Мартынюк
Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста».
Подготовила: воспитатель Мартынюк Е. Г.
САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
К самоповреждающему поведению относят :
- биение и стучание головой,
- расчесывание и щипание кожи,
- попытки бить себя,
- кусание себя,
- поедание несъедобного,
- выдирание волос,
- тыканье в глаза и давление на глаза.
Публикация «Самоповреждающее поведение у младенцев и детей раннего возраста» размещена в разделах
Самоповреждающее поведение в большей степени свойственно детям, живущим в условиях группового ухода (в домах ребенка, детских домах). Основная проблема таких детей —отсутствие индивидуальных отношений. С точки зрения теории привязанности, при отсутствии рядом с ребенком чувствительного, заботливого взрослого, самоповреждающее поведение может рассматриваться как попытка к самоуспокоению («заглушить» психологическое страдание, способ получить дополнительные сильные ощущения, а также добиться внимания взрослых.
Желательно закрепление за ребенком взрослого, который будет стараться проводить с ним время, поможет ребенку начать больше доверять людям, понять, что от взрослого можно ожидать утешения и поддержки и, таким образом, в дальнейшем справляться с самоповреждающим поведением.
ВЫЯВЛЕНИЕ САМОПОВРЕЖДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Лучший совет в таких случаях — не проявлять повышенного внимания, даже если такое поведение очень тревожит воспитателя. Нужно постараться реагировать спокойно, чтобы ребенок не пользовался подобным поведением для привлечения внимания взрослого. Для того чтобы каким-то образом справиться с самоповреждающим поведением ребенка, необходимо понять его причину, выяснить, в каких ситуациях оно чаще всего возникает, и постараться изменить взаимодействие с ребенком и его окружение.
Существуют несколько основных стратегий сбора информации для функциональной оценки: интервью с основным воспитателем, прямое наблюдение и экспериментальный анализ.
Интервью с основным воспитателем проводится с целью выяснить, когда и в
каких ситуациях у ребенка возникает самоповреждающее поведение. Однако если о ребенке заботятся одновременно несколько человек, только данных интервью может быть недостаточно. Имеет смысл использовать эти интервью вместе с прямым наблюдением или экспериментальным анализом.
Прямое наблюдение. Данные собираются в течение наблюдения людьми, которые хорошо знают ребенка, обычно сотрудниками группы, в которой находится ребенок. Не обходимо систематически описывать поведение ребенка в специальных бланках.
Фиксируемые элементы:
1) Самоповреждающее поведение.
2) Ситуация, предшествовавшая проявлению самоповреждающего поведения.
3) Последующие события.
Подобные формы необходимо заполнять в течение нескольких дней, внимательно наблюдая за ребенком и отслеживая, в каких ситуациях проявляется самоповреждающее поведение.
Экспериментальный анализ. Эта стратегия предполагает систематическое изменение окружения ребенка (проявление внимания, позитивное и негативное подкрепление, особенности социального взаимодействия, то есть изменение тех параметров окружения, которые могут влиять на проявления самоповреждающего поведения.
Экспериментальный анализ может проводиться во время занятий.
Девочка 1 год.
Диагноз — спинномозговая грыжа, интеллект в норме. Кусает пальцы. Наблюдение за поведением девочки показало, что она использует данное поведение для привлечения внимания взрослых. По рекомендации специалистов взрослые стали проявлять к ней внимание тогда, когда она не кусала пальцы. Также было рекомендовано в течение некоторого времени мазать пальцы ребенка жидкостью с неприятным запахом и вкусом. Самоповреждающее поведение постепенно исчезло в течение 3 недель и больше не появлялось.
Мальчик 3 года.
Диагноз — синдром Дауна, общее отставание в развитии. Ребенок проявлял агрессию по отношению к окружающим взрослым и детям, а также расчесывал кожу головы, что привело к локальному выпадению волос. До того, как ребенок оказался в детском учреждении, он пользовался жестами, однако воспитатели решили развивать речь ребенка и игнорировали его попытки использования дополнительной (жестовой) коммуникации. Наблюдение за поведением ребенка и интервью с воспитателями привели к заключению, что ребенок проявляет самоагрессию и агрессию к окружающим, когда те не понимают (игнорируют) его попытки общаться на знакомом ему языке (языке жестов). Обучение воспитателей языку простых жестов, которыми пользуется ребенок, привело к постепенному снижению самоповреждающего и агрессивного поведения.
Если самоповреждающее поведение ребенка связано с привлечением внимания, воспитателям обычно рекомендуют подходить к ребенку, не проявляя сильных эмоций, используя минимум слов.