Мерясева Ирина Владимировна
Самомассаж для дошкольников с речевой патологией
«Самомассаж для дошкольников с речевой патологией»
Составила и провела:
Мерясева И. В.
Учитель – дефектолог
Здоровье — это то, что желает иметь каждый человек. Сложившиеся социальные условия не способствуют его сохранению. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. Поэтому возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить ситуацию. Одним из таких путей является организация коррекционно-образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм работы, одной из которых является самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей.
Публикация «Самомассаж для дошкольников с речевой патологией» размещена в разделах
Этот массаж, выполняется самим ребенком, имеющим речевую патологию. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на речевое развитие и на здоровье детей в целом.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. А все виды самомассажа проводятся только в игровой форме и вызывают у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю. Даже гиперактивные дети при проведении игрового самомассажа способны сосредоточиться на выполнении упражнений и гораздо меньше отвлекаются. А потому при правильном, грамотном руководстве со стороны педагога, самомассаж через игру способен творить чудеса.
В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, целесообразно использовать такие виды самомассажа, как: самомассаж кистей рук, массаж жевательно-артикуляторных мышц, массаж аурикул (ушных раковин, лица, головы, шеи, СУ-джок массаж и т. д.
На первом этапе упражнения показывает логопед, дети при этом копируют их. Затем он выполняет их вместе с детьми. После этого дети выполняют самомассаж самостоятельно, по инструкции педагога. Самомассаж лучше сопровождать стихами.
Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение. Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми:
Игровая мотивация;
От простого к сложному;
Учет индивидуального темпа детей;
Задания разного уровня сложности;
По подражанию;
По образцу;
По речевой инструкции;
По аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений, помогая речевыми командами).
Существует большое количество видов самомассажа. Начинать работу необходимо с самого простого метода — самомассажа, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук.
Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон, согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка. Выполнять его необходимо ежедневно. Формирование словесной речи ребенка с речевой патологией начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, поэтому развитие ручной моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений: Самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук. Приведу несколько примеров:
1.«Мельница» — сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,
Быстро мука мелется.
2.«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш,
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
3.«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Массаж жевательно-артикуляторных мышц — специальный комплекс упражнений, который помогает детям с нарушением речи укрепить многочисленные мышцы артикуляционного аппарата: жевательные, глотательные и мимические. Это упражнения для неба, языка, губ, направленные на улучшение произношения звуков и развитие речи в целом. Особенно эти комплексы артикуляционных мероприятий важны для детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе при дизартрии.
Массаж проводится ежедневно с периодичностью 5–7 раз. Каждое упражнение выполняют по 10–15 секунд.
1. «Улыбочка-хоботок».
Улыбайся народ, («Улыбка» — удержание губ в улыбке, зубы не видны)
Потом губы — вперед!
И так делаем раз шесть. Все! Хвалю! Начало есть!
2. «Хоботок»- вытягивание сомкнутых губ вперед.
3. «Лопаточка» — рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Самомассаж лица, разработанный Ф. Р. Ауглиным (Швейцария, направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта и что очень важно, развитие речи. Важным моментом в его использовании, как и любого другого вида самомассажа, является регулярное применение и правильное выполнение.
Самомассаж лица и шеи желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Его продолжительность 3–5 минут. Очень важно, что перед массажем дети должны вымыть руки. Самомассаж необходимо обеспечить показом упражнений и одновременно проговариванием стихов, потешек, сопровождающих движения.
1. «Хорошее настроение».
Ручки растираем и разогреваем, (потереть ладошки, похлопать)
И лицо теплом своим мы умываем (ладошками провести по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз).
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин вперед, оттягивание вниз)
И потом уходим пальцами за щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались. (разминаем верхнюю и нижнюю губки)
Мы теперь утятки, клювики потянем, (губы вытянуть трубочкой) Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальцы разминают обе губы).
2. «Мишка занимается». Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.
Чтобы мишка лучше видел.
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки,
нарисуем поскорей.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем.
3. Массаж носа.
Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать. Не отпуская, на счет до 20. Делать одну минуту.
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Там курносому мишутке
Носик разомнем.
Раз, два, три — скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Выполнять по десять раз.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
4. Аурикуломассаж (массаж ушных раковин) также происходит путем соприкосновения пальцев рук с ушными раковинами, т. е. устанавливается рефлекторная связь с органами и частями тела ребенка, идут импульсы к коре головного мозга. При его регулярном выполнении повышается и работа всей иммунной системы организма. Приведу пример:
«Гимнастика для мишки» — взявшись за середину ушной раковины (не за мочки, оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Самомассаж ушных раковин является эффективным методом регуляции и мыслительной деятельности, так как способствует установлению сосредоточенности детей и внимательности, способствует заметному подъему работоспособности, что крайне важно для ребенка с ОВЗ. Проводить его необходимо одновременно с обеих сторон (сразу двух ушек) подушечками большого и указательного пальцев рук, с помощью приемов разминания, растирания, поглаживания, не более двух минут. Дыхание при самомассаже должно быть ровным, спокойным, темп составляет примерно 6–12 дыхательных движений (вдохов-выдохов в минуту). Выполнять его можно в любой удобной для ребенка позе (сидя, стоя, лежа).
СУ-джок массаж обладает высокой эффективностью, полной безопасностью, универсальностью и простотой. Его основой является традиционная акупунктура, которая является лучшей системой самооздоровления. При выполнении комплексов Су-джок массажа происходит стимуляция речевых зон коры головного мозга, что очень актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так же Су-джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Использование Су-джок массажеров – массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических представлений способствует повышению умственной работоспособности детей, формирует базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, что дает возможность для эффективной целенаправленной речевой работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями. На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому массаж специальным шариком является действенным способом их стимуляции. Выполняют следующие действия:
1) Перебирать мячик пальчиками;
2) Сжимать мячик пальчиками;
3) Крутить мячик пальчиками;
4) Сжимать мячик в руках;
5) Подбрасывать и ловить мячик;
6) Перекидывать мячик из одной руки в другую;
7) Катать мячик в ладонях по кругу;
8) Катать мячик от кончиков пальцев к запястью.
Упражнение с шариком массажером Су-джок:
«На полянке, на лужайке»
На полянке, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед-назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» — им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец).
Массаж эластичным кольцом так же помогает стимулировать работу внутренних органов, передавать импульсы к коре головного мозга, речевым центрам. Пружинные кольца ребенок надевает на пальчики, прокатывается по ним, массируя каждый палец до появления тепла, при этом проговаривая определенные слова (дети сопровождают действия с колечком стихотворными текстами).
Этот малыш — Илюша, (на большой палец)
Этот малыш — Ванюша, (указательный)
Этот малыш — Алеша, (средний)
Этот малыш — Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (мизинец).
Хорошо развитая речь является одним из важнейших условий всестороннего развития личности. Чем грамотнее и правильнее речь ребенка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем обширнее его возможности в познании и адаптации в окружающем мире, полноценнее и гармоничней отношения со сверстниками и взрослыми, стабильней происходит формирование его психических процессов, благодаря чему индивид, в частности, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, увереннее занимает свою личностную позицию в социуме. Поэтому в настоящее время так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте, правильности, предупреждая и исправляя различные речевые нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Применение базовых, традиционных педагогических методов с обязательным использованием нетрадиционных методик проведения коррекционно-образовательного процесса, одним из которых и является самомассаж, оказывающий общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, которые играют основную роль в речедвигательном процессе.
В заключении можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных оздоровительных видов самомассажа способствует :
Нормализации мышечного тонуса;
Коррекции дизартрических расстройств;
Развитию тактильных ощущений и мелкой моторики, интеллектуальных способностей;
Снятию усталости, раздражительности;
Повышению работоспособности;
Является мощным стимулом речевого развития;
Мотивацией к учебной деятельности ребенка;
Вызывает интерес и потребность в общении;
Улучшает общее состояние;
Ускоряет процесс коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Литература:
1. Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями // Логопед, 2015, № 6, С. 78–82
2. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, СПб: Детство-Пресс, 2016
3. Громова О. Е. Инновация в логопедическую практику; методическое пособие для ДОУ, Линка-пресс, 2008 Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед, 2015, № 1, С. 36–38
4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств, СПб, ИД Литера, 2016
5. Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка, М. :АСТ, СПб. : Сова, 2012
6. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда, М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2016 Пак Чже Ву Сборник: Суджок терапия, М. : Су-Джок Академия, 2016