Ольга Якимова
Самодельная дидактическая кукла как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Самодельная дидактическая кукла как средство развития детей дошкольного возраста»
Визитная карточка методического пособия «Дидактическая кукла»
1. Дидактическая кукла «Дуняша».
2. Выполнила: воспитатель, Лаптева Ольга Викторовна.
3. Можно использовать в работе с детьми любого возраста.
4. Задачи:
• создавать радостное, эмоциональное настроение у детей;
• формировать положительную мотивацию и интерес к занятиям;
• формировать умение понимать и правильно выполнять задания педагога;
Публикация «Самодельная дидактическая кукла как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2021
• способствовать привлечению внимания ребенка;
• формировать и развивать диалогическую и монологическую формы речи;
• закреплять полученные речевые умения и навыки;
• развивать когнитивные процессы (воображение, внимание, память, мышление, слуховое восприятие, речевое дыхание);
• воспитывать нравственные качества (доброжелательность, взаимопомощь, культуру речевого общения);
• развивать мелкую моторику рук ребенка.
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по использованию самодельной дидактической куклы в работе с детьми.
Ход: Организационный этап: Уважаемые коллеги, сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом работы по изготовлению и использованию дидактической куклы в работе с детьми дошкольного возраста. Почему я выбрала именно куклу? Кукла уже на протяжении многих столетий является неизменным спутником человека, его отражением, поэтому она близка и понятна ребенку. Мир куклы интересен и разнообразен, и особое место в нем отводится дидактической кукле.
Основной этап: Дидактическая кукла мой верный помощник в работе с детьми. Она позволяет мне решать многие обучающие, развивающие и воспитательные педагогические задачи.
Используя такую куклу в работе, я опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип гуманности. Данный принцип заключается в бережном отношении к куклам, поскольку дети воспринимают куклу как «одушевлённое» существо.
2. Принцип учета возрастных психологических особенностей. Для дошкольника характерно эмоционально-образное восприятие предметов окружающего мира, поэтому кукла должна быть привлекательной для ребенка, яркой, в тоже время следует избегать агрессивных расцветок.
3. Принцип развивающего эффекта. Данный принцип реализуется путём постановки вопросов, заданий ребёнку, направленных на стимулирование памяти, внимания и мышления. Современный рынок изобилует яркими и интересными куклами, однако дидактическую куклу можно изготовить и своими руками, и тогда она будет уникальна и интересна детям, потому что второй такой нет.
Практическая часть: Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с Дуняшей - это платковая дидактическая кукла. (Воспитатель надевает куклу, и дальнейшая работа ведется от имени куклы.)
- Знакомство с куклой. Дуняшей все меня зовут,
Игры я люблю и труд,
Всех могу развеселить.
Будете со мной дружить? (Ответы участников)
Ну-ка, все мне улыбнитесь,
На разминку становитесь!
Раз - два - три - четыре - пять
Новый день идем встречать!
(Демонстрируется фрагмент проведения утренней гимнастики (с участниками).
Кукла: молодцы! Все старались, занимались, наградим себя аплодисментами!
Воспитатель (снимает куклу, обращается к аудитории): Я прошу участников поделиться своими ощущениями от общения с куклой (участники высказываются). Действительно, взаимодействие с куклой поднимает настроение у детей. Данную куклу я часто использую на занятиях, в развлечениях и в режимных моментах: она напоминает детям о правилах гигиены, читает сказку, играет в подвижные игры и т. д. Одним из преимуществ данной куклы является простота в ее изготовлении. Различные по фактуре материалы, которые используются при изготовлении куклы, а также их разноцветье создают позитивный эмоциональный настрой у детей; такая кукла многофункциональна, поскольку может использоваться в течение всего дня в различных видах деятельности, кроме того, она может быть использована в интерьере группы, оформлении участка. Считаю важным, что использование таких кукол даёт возможность взаимодействовать в режиме диалога в системах «педагог - ребёнок», «ребёнок - ребёнок»: в процессе игры дети учатся договариваться между собой, находить общие интересы, за счет общения в процессе игры происходит развитие и обогащение речи детей.
Варианты использования куклы:
- она может помочь в организации сюжетно-ролевой игры: пригласит к себе детей или сама придет в гости; покажет, как уложить куклу, накрыть на стол, полечить куклу; будет стимулировать развитие сюжета (например, свяжет игру «Семья» с играми: «Автобус», «Больница», знакомство с профессиями;
- закрепление цветов и оттенков спектра,
- обучение счету, ориентировке в пространстве, ознакомление с миром природы, сезонными явлениями, заучивание и обыгрывание потешек, стихов;
- знакомство с узорами, использование для мотивации детей и создание игровых ситуаций: ребенок танцует, поет, кружится с куклой;
- театрализованная деятельность, продуктивная деятельность - совместное и самостоятельное изготовление элементов наряда куклы;
- развитие координации движений (крупной и мелкой моторики);
- использование куклы при проведении подвижных игр.
Подведение итогов. Хочу также обратить ваше внимание, что если предусмотреть наличие карманов на одежде куклы, она становится сюрпризной, в таких кармашках я прячу задания для детей, определяющие направление дальнейшей совместной деятельности, а также небольшие подарки или игрушки.
Заключительный этап: Таким образом, можно с уверенностью сделать заключение о том, что самодельная дидактическая кукла это игрушка с ценными развивающим и воспитательным потенциалом.
Закончить выступление мне хотелось бы строчками из стихотворения Людмилы Покровской:
Много разных кукол есть на белом свете.
Кукла человеку самый лучший друг.
Пусть играют в куклы взрослые и дети,
Чтобы стал добрее этот мир вокруг.
Спасибо за внимание!