Коледина Наталья Юрьевна
Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательных технологий
Работаю в малокомплектном детском саду.
Списочный состав группы:
13 детей, в возрасте 1.6 до 8 лет, из них 3 девочки и 10 мальчиков. Работая с современными детьми, я сталкиваюсь с проблемой недостаточно развитой речи у детей, а также постоянным поиском средств, облегчающих процесс усвоения детьми нового материала, я очень заинтересовалась и выбрала тему по самообразованию : «Современные технологии речевого развития дошкольников.» В ФГОС дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективного использования образовательных технологий» размещена в разделах
И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста, является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии :
• моделирование
• мнемотехника
• технология обучения детей составлению сравнений
• технология обучения образной речи
• технология обучения составлению загадок
• сказкотерапия (сочинение детьми сказок,
• артикуляционная и пальчиковая гимнастика
• логоритмика
• творческие рассказы
• игры-драматизации, инсценировки
• пересказ
• рассказ по картине
• составление описательного рассказа
(об игрушках, предметах быта, природе и т. д.)
• рассказы детей из опыта
• творческое рассказывание
ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Моделирование
Широкое применение в обучении детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает мне наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.
Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, средства внутри текстовой связи.
На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
Моделирование может являться составной частью каждого занятия.
Методы моделирования:
1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
2. Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)
3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.
Мнемотехника
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника помогает развивать : - ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение. Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.
Это работает по схеме:
• Детям показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
• Далее дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
• Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используют для :
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым
Технология обучения детей составлению сравнений
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни тренинги усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений
развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует развитию образной речи.
Модель составления сравнений:
• Воспитатель называет какой-либо объект; • обозначает его признак;
• определяет значение этого признака; • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.
На первый взгляд, фраза, произнесенная мной таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок. Обучение детей составлению загадок начинается с 3 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. Старшие дети сочиняют самостоятельно, в подгруппе, паре.
Реализация технологией позволила мне заняться речевым творчеством: вместе с детьми сочиняли загадки, лимерики, сказки. Продуктом деятельности явились книжки-самоделки и альбомы с загадками
Сказкотерапия
Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
Обучение преодолению страхов и трудностей. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы :
«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
«Что будет, если. (сюжет задает воспитатель);
«Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);
«Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Логоритмика
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика. Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности. К музыкально-двигательным средствам логопедической ритмики, которые может применять воспитатель в каких-либо видах ООД или в режимных моментах, относятся такие упражнения, как:
• ходьба; упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие мелкой моторики;
• упражнения на развитие чувства темпа.
Ходьба: сначала дети осваивают навыки ходьбы и маршировки по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Позже вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа и перестроением. Упражнения на развитие дыхания имеют целью выработку диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. При этом возможно применение упражнений, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.
Упражнения на развитие мелкой моторики: предполагают развитие движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуя тем самым развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением, позже под речевое сопровождение.
Упражнения на развитие чувства темпа сначала представляют простые движения: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Позже добавляются движения ногами, ходьба и бег. Отработка двух темпов движения: медленного и быстрого происходит в последнюю очередь, вводятся такие понятия, как «ускорение» и «замедление» темпа.
Обучение составлению творческих рассказов
Обучение творческого рассказывания занимает особое место в формировании связной речи детей дошкольного возраста. Следует детей обучать связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Рассказы могут быть описательными и сюжетными. В связи с этим можно выделить три категории рассказов:
1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на решение следующих задач:
- обогащение активного словаря детей;
- развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, различными речевыми жанрами;
- развитие коммуникативной компетентности ребенка.
Целью моей работы в данном направлении является создание условий для развития языковых способностей каждого ребёнка и овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью. Для успешной проработки моей методической темы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Обучать детей общению в речевых ситуациях, воспитывая заинтересованное отношение к речевой деятельности.
2. Продолжать работу по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам риторики в контексте развития выразительной связной речи, развивать умение содержательно и логично строить свои высказывания.
3. Воспитывать интерес к художественному слову.
4. Развивать умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.
Актуальность проблемы развития речи, детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Интерес к методической теме возник у меня не случайно - в процессе наблюдения за свободной и специально организованной деятельностью детей я обратила внимание на то, что разговорная речь детей в моей группе односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Многие дети неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение. Часто приходится договаривать мысль за ребёнка. Наблюдается бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. У детей возникает сложность составить сюжетный или описательный рассказ по картине, на предложенную тему. Также возникают трудности при пересказе текста своими словами, не говоря уже о придумывании собственного рассказа или сказки. А ведь это необходимые умения для обучения в школе. Прежде чем работать по данной теме, я отобрала и изучила литературу по данному вопросу. Это книги Алексеевой М. М., Арушановой А. Г., Гербовой В. В., Ушаковой О. В., Тихеевой Е. И., Ельцовой О. М. Я считаю, что воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству. Также использую материал народного творчества: заклички, потешки, прибаутки. Для облегчения запоминания заучивания стихотворений я активно использую вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли