Папки-передвижки

Гражданско-патриотическое воспитание детей с 4–5 лет «С чего начинается Родина»

Татьяна Решетняк
Гражданско-патриотическое воспитание детей с 4–5 лет «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы

Детство- это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство-ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание детей с 4–5 лет „С чего начинается Родина“» размещена в разделах

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию –это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающем миром, и гордость за свой народ, и свою Родину.

Цель данной статьи: Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Нравственные представления дошкольников в основном ритуальны.

Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как

именно они должны поступить («пожалеть», «поделиться», «заступиться»,

«подарить», и т. п.). Это означает, что в формировании нравственных

представлений у дошкольников особая роль принадлежит выработке навыков

дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Дошкольнику

можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут

связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, -

они окажутся бесполезными.

Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственных

представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение

образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта,

повторение образца, выработка ритуального стереотипа, ощущение (еще не

понимание) социальной значимости ритуальных действий, возникновение

потребности опираться на них в сходных ситуациях.

Отсюда педагогическое правило: нравственные представления не

закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании

на основе определенной последовательности поступков, умело направленных

взрослыми.

Н. В. Микляева, рассматривая опыт народной педагогики,

обращает внимание на этапы, которые следует учитывать при осуществлении

патриотического воспитания детей в условиях семьи и образовательного

учреждения — детского сада и школы.

Первый этап — инстинктивный патриотизм, где Родина и семья

воспринимаются ребенком как единое целое, где семья выступает объектом,

а Родина — фоном.

Второй этап — потребность в любви к ближним. Воспитывают ее особые «органы семейного воспитания»: родители, родственники, все люди, которые окружают ребенка с рождения. Е. Н. Водовозова рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности

семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить

свою семью, а затем — Отечество, будет способен жертвовать собственными

интересами ради ближних.

Третий этап — дифференциация физического и социального

окружения, осознание своей привязанности к физической среде, т. е. к той

местности, где ребенок родился и вырос.

Четвертый этап — привязанность к духовной среде: народному

творчеству, литературе и искусству, науке и т. д. В этом отношении опыт

единства интеллектуальных, эстетических и нравственных переживаний

особенно ценен для формирования мировоззрения и сознания ребенка,

обогащения его духовного опыта. В. А. Сухомлинскиий писал: «Пусть

ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти

навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Пятый этап — воспитание гражданственности как высшего проявления

национального самосознания и чувства патриотизма. На данном этапе в результате обогащения

патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые

приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного

патриотизма в сознательный патриотизм. Важно, чтобы личностно-

значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не

затрагивающее его личные интересы.

Шестой этап — изучение историко-культурного развития народов и

переход от идеи своего народа и государства к «идее народа и государства

вообще». На данном этапе формируется органическая взаимосвязь

патриотического и интернационального воспитания подрастающего

поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к

другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества,

если он может принести ему пользу.

Седьмой этап — активный характер патриотизма, проявляющийся в

практической деятельности на благо Отечества. А. Н. Радищев писал, что

главная цель любой педагогической деятельности — образование и

воспитание нравственных и гражданских добродетелей, воспитание

истинного сына Отечества, способного к самоотверженной борьбе с

социальной несправедливостью, исполненного чувства человеческого

достоинства, непримиримого к любому проявлению зла. Это должны быть

настоящие патриоты, активные борцы за свободу и счастье Родины.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности,

которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное

качество, оно включает:

содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту

объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном

устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях

народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты

общественной жизни страны;

эмоционально-побудительный – переживание личностью

положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям,

окружающему миру, любви к родному городу (селу, краю, стране,

гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому

прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к

родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим

сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления

участвовать в общественно полезном труде;

деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и

осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым,

проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого,

бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу,

умение отразить полученные знания в творческой деятельности, наличие

комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает

действенное отношение к окружающему.

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором

общественного развития. Суть патриотического воспитания состоит в том,

чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к

родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному

богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих

словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто

дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к людям труда; развитие интереса к русским

традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям;

расширение представлений о России, её столице;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на

занятиях, в играх, труде, быту и т. д. Таким образом, патриота в ребенке

воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с

взрослыми и сверстниками.

Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину,

признающий и уважающий не только свои права, но и права других,

делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться.

Содержание работы с детьми 4-5 лет

Ознакомление с предметным окружением.

- уважения к людям труда и предметам народного творчества,

художественным промыслам;

- уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с

людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с социальным миром

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические

даты и праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране,

городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры,

с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение

представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с миром природы.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны

родной природы.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах

из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо

привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной; любовь к

Отечеству; ненависть к врагу; трудовой подвиг и т. д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

Публикации по теме:

Фотоотчёт экскурсии «С чего начинается Родина?»Фотоотчёт экскурсии «С чего начинается Родина?» "С чего начинается Родина?" Все знают слова этой песни. А что же такое Родина? Конечно, это любимая семья, родной дом, твоя улица, твой.

«С чего начинается Родина?» Спортивный досуг для детей подготовительной группы«С чего начинается Родина?» Спортивный досуг для детей подготовительной группы Дети заходят в зал и строятся в шеренгу. Приветствие: Инструктор: «Здравствуйте, ребята!» Дети: «Физкульт-привет!» Инструктор: Ребята,.

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Стенгазета «С чего начинается Родина…»Стенгазета «С чего начинается Родина…» "С чего начинается Родина?. " Всем известны слова этой песни. С малых лет нас учат любить Родину, свой край, город. А что же такое Родина?.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Конспект занятия «С чего начинается Родина. Кубанская столица. Гимн Краснодарского края» для детей 10–17 лет с ОВЗКонспект занятия «С чего начинается Родина. Кубанская столица. Гимн Краснодарского края» для детей 10–17 лет с ОВЗ Цель занятия: углублять и уточнять представления детей о малой Родине. Задачи: 1. Совершенствовать представление детей о богатстве и.

Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина»Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей.

Проект «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина» Карелина Елена (старшая группа общеразвивающей направленности) Составитель проекта: воспитатель Карелина.

Работа над проектом «С чего начинается Родина»Работа над проектом «С чего начинается Родина» В нашем детском саду закончился месячник по военно-патриотической работе. В младшей группе запланированы: беседы о семье и о любви к членам.

Родительское собрание «С чего начинается Родина?»Родительское собрание «С чего начинается Родина?» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания детей. Задачи:дать понять,что именно родителями закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гражданско-патриотическое воспитание детей с 4–5 лет «С чего начинается Родина»
Опубликовано: 5 января 2024 в 16:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гражданско-патриотическое воспитание детей с 4–5 лет «С чего начинается Родина»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Решетняк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД