Татьяна Решетняк
Гражданско-патриотическое воспитание детей с 4–5 лет «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство- это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство-ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание детей с 4–5 лет „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию –это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающем миром, и гордость за свой народ, и свою Родину.
Цель данной статьи: Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за «малую» Родину.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Нравственные представления дошкольников в основном ритуальны.
Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как
именно они должны поступить («пожалеть», «поделиться», «заступиться»,
«подарить», и т. п.). Это означает, что в формировании нравственных
представлений у дошкольников особая роль принадлежит выработке навыков
дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Дошкольнику
можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут
связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, -
они окажутся бесполезными.
Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственных
представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение
образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта,
повторение образца, выработка ритуального стереотипа, ощущение (еще не
понимание) социальной значимости ритуальных действий, возникновение
потребности опираться на них в сходных ситуациях.
Отсюда педагогическое правило: нравственные представления не
закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании
на основе определенной последовательности поступков, умело направленных
взрослыми.
Н. В. Микляева, рассматривая опыт народной педагогики,
обращает внимание на этапы, которые следует учитывать при осуществлении
патриотического воспитания детей в условиях семьи и образовательного
учреждения — детского сада и школы.
Первый этап — инстинктивный патриотизм, где Родина и семья
воспринимаются ребенком как единое целое, где семья выступает объектом,
а Родина — фоном.
Второй этап — потребность в любви к ближним. Воспитывают ее особые «органы семейного воспитания»: родители, родственники, все люди, которые окружают ребенка с рождения. Е. Н. Водовозова рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности
семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить
свою семью, а затем — Отечество, будет способен жертвовать собственными
интересами ради ближних.
Третий этап — дифференциация физического и социального
окружения, осознание своей привязанности к физической среде, т. е. к той
местности, где ребенок родился и вырос.
Четвертый этап — привязанность к духовной среде: народному
творчеству, литературе и искусству, науке и т. д. В этом отношении опыт
единства интеллектуальных, эстетических и нравственных переживаний
особенно ценен для формирования мировоззрения и сознания ребенка,
обогащения его духовного опыта. В. А. Сухомлинскиий писал: «Пусть
ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти
навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Пятый этап — воспитание гражданственности как высшего проявления
национального самосознания и чувства патриотизма. На данном этапе в результате обогащения
патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые
приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного
патриотизма в сознательный патриотизм. Важно, чтобы личностно-
значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не
затрагивающее его личные интересы.
Шестой этап — изучение историко-культурного развития народов и
переход от идеи своего народа и государства к «идее народа и государства
вообще». На данном этапе формируется органическая взаимосвязь
патриотического и интернационального воспитания подрастающего
поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к
другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества,
если он может принести ему пользу.
Седьмой этап — активный характер патриотизма, проявляющийся в
практической деятельности на благо Отечества. А. Н. Радищев писал, что
главная цель любой педагогической деятельности — образование и
воспитание нравственных и гражданских добродетелей, воспитание
истинного сына Отечества, способного к самоотверженной борьбе с
социальной несправедливостью, исполненного чувства человеческого
достоинства, непримиримого к любому проявлению зла. Это должны быть
настоящие патриоты, активные борцы за свободу и счастье Родины.
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности,
которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное
качество, оно включает:
содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту
объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном
устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях
народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты
общественной жизни страны;
эмоционально-побудительный – переживание личностью
положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям,
окружающему миру, любви к родному городу (селу, краю, стране,
гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому
прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к
родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим
сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления
участвовать в общественно полезном труде;
деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и
осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым,
проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого,
бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу,
умение отразить полученные знания в творческой деятельности, наличие
комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает
действенное отношение к окружающему.
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором
общественного развития. Суть патриотического воспитания состоит в том,
чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к
родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному
богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих
словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто
дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к людям труда; развитие интереса к русским
традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям;
расширение представлений о России, её столице;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, труде, быту и т. д. Таким образом, патриота в ребенке
воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с
взрослыми и сверстниками.
Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину,
признающий и уважающий не только свои права, но и права других,
делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться.
Содержание работы с детьми 4-5 лет
Ознакомление с предметным окружением.
- уважения к людям труда и предметам народного творчества,
художественным промыслам;
- уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с
людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с социальным миром
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические
даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране,
городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры,
с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение
представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с миром природы.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны
родной природы.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах
из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной; любовь к
Отечеству; ненависть к врагу; трудовой подвиг и т. д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.