людмила ирискина
Русская народная сказка как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
К. Д. Ушинский одним из первых российских педагогов писал о важном значении устного народного творчества для развития ребенка : «Вторую цель в преподавании русского языка составляет усвоение форм языка, выработанных как народом, так и литературой», подчеркивая тем самым значимость устного народного творчества в развитии речи детей.
Публикация «Русская народная сказка как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флёриной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других исследуются особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста.
Из современных авторов следует отметить работы Л. Н. Павловой, посвященные методике ознакомления с устным народным творчеством детей раннего возраста. Она подробно раскрывает особенности восприятия маленькими детьми произведений устного народного творчества, своеобразие построения и проведения занятий с малышами.
Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказки. Язык сказок яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов, повторов.
Но воспитатели не всегда в полной мере используют сказки для развития речи детей раннего возраста.
Актуальность данной темы состоит в том, что текст сказки необходимо максимально использовать для развития речи детей раннего возраста.
Основная цель моей работы заключалась в том, чтобы определить методы, приемы и формы использования сказок в развитии речи детей раннего возраста. (слайд №2)
Опытно-практическая работа проводилась в ГБОУ гимназии №1558 (СП №6) в первой младшей группе. В ней участвовало 10 детей.
Прежде всего, я проанализировала содержание работы по знакомству детей первой младшей группы с русскими народными сказками в Программе «Истоки, по которой работаю.
Она рекомендует познакомить детей этой группы с русскими народными сказками : «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».
Чтобы определить, какие сказки использовать в своей работе, решила проверить, как дети знают эти сказки.
Мною были разработаны вопросы с учетом требований, которые предъявляет программа, и проведены индивидуальные беседы с использованием наглядного материала - книг с русскими народными сказками. (слайд№3)
Перед ребенком раскладывались книги со сказками, которые рекомендует программа.
Сначала беседовала по сказке «Курочка Ряба».(слайд №4)
Ребенку задавались следующие вопросы:
Покажи, где сказка Курочка Ряба.
Показывала на персонажи сказки и спрашивала : «Кто это?» (Баба, Дед, Курочка Ряба, мышка, яичко). Если ребенок не отвечал, то
предлагала показать: «Где дед, где баба, где Курочка Ряба и т. д.)
Что хотели сделать дед и баба? (Разбить яичко).
У них получилось? (Нет)
А кто же яичко разбил? (Мышка)
Ответы детей записывались в таблицу № 1 (слайд №5)
Таким же образом проверила знания детьми сказки «Репка».
Результаты констатирующего этапа позволили сделать следующие выводы:
• Большинство детей сказки «Курочка Ряба» и «Репка» не знают.
• У большинства детей слабо развита активная речь : дети понимают, о чем их спрашивают, могут показать основных героев, но не могут их назвать.
• На вопросы смогли ответить только отдельные дети.
Для работы с детьми на формирующем этапе отобрала три сказки – не знакомую детям русскую народную сказку «Колобок» и частично знакомые детям сказки «Курочка Ряба» и «Репка».
В работе со сказками использовала методику, которую предлагает О. С. Ушакова, а так же опыт работы воспитателя С. В. Хрипко, изменив его в соответствии с уровнем развития детей своей группы.
Условно всю работу со сказками разделила на три этапа: (слайд№6)
После знакомства со сказкой, показывала её с помощью настольного театра, театра картинок, фланелеграфа, игрушек, привлекая детей к участию по ходу показа.
При повторном рассказывании сказки «Курочка Ряба», чтобы побудить детей помогать повторять слова сказки, использовала разнообразные приёмы.
Например, предлагала детям разбить разъемное яичко. (слайд №7)
По ходу рассказывания сопровождала слова действиями. (слайд №8)
Дети показывали, как Дед бил-бил, Баба била-била, как плакал Дед, как плакала баба. Производя действия, дети повторяли слова сказки.
Особенно активизировалась речь детей на третьем этапе работы, когда я использовала различные творческие игровые задания на основе сюжета сказки.
Так курочка снесла не одно яичко, а много. .(слайд №9)
Это активизировало в речи детей употребление слов много – одно.
Из яичек вылупились цыплята. Дети повторяли слово цыплята, как они пищат, как их зовет курочка. Цыплят раздала каждому ребенку и предложила рассмотреть их. (слайд №10)
Во время рассматривания, старалась активизировать в речи детей прилагательные с помощью вопросов:
- Ребятки, а какие у нас цыплята?
(Маленькие, желтые)- описывали цыплят дети.
Далее, предлагала покормить цыплят- зернышками.
Повторили слово зернышки,и дети, подходя к мольберту, рисовали пальчиком зернышки для цыплят, а потом их кормили. .(слайд №11)
В целом, удалось активизировать в речи звукоподражания ко-ко-ко, пи-пи-пи; существительные - курочка, цыплята, яички; а также уточнили знания о количестве предметов – один и много. Однако трудность на этом этапе вызвал процесс активизации в речи детей имен прилагательных.
Во время работы над сказкой Репка предлагала детям показать, как тянули репку. (слайд №12) и произнести вместе со мной: «Тянут-потянут, тянут-потянут- вытянули репку!» (2-3 показа.)
Репка была большая-пребольшая. (слайд №13)
Просила показать размеры репки. Дети разводили руки в разные стороны и говорили: «Большая-большая".
После показа расставила персонажей в хаотичном порядке и предложила детям расставить их в том порядке, как было в сказке. (слайд №14)
Далее, провела беседу с детьми, на тему: «Кто что кушает»?
У детей спрашивала :
«А что дед с бабой и внучкой сделали потом с репкой?»
«Съели»- ответ детей.
Отделила от группы фигур бабу, деда и внучку, положила перед ними репку и уточнила: «Люди едят репку, а кошка и собака ее не едят.
Кошка любит лакать молоко, собачка любит грызть косточку. А что любит мышка? Мышка любит есть сыр и грызть корочку хлеба».
Таким образом уточнила представления детей о том, что кошка лакает молоко, собака грызет косточку, мышка любит сыр и корочку хлеба.
Слова ввела и активизировала в разговорной речи.
Сказка «Колобок» большинству детей была не знакома. Поэтому начала знакомство со сказкой, с рассказывания. (слайд №15)
При рассказывании сказки использовала разные движения: показ руками, как баба по амбару «помела», по сусекам поскребла, как месила тесто, лепила колобка. Дети повторяли движения и хором проговаривали: «помела, поскребла». (слайд №16
Перед показом сказки показала фигурки некоторых животных, которые живут в лесу: зайчика, медведя, волка, лисы.
Попросили детей назвать их. (слайд №17)
После повторного рассказывания сказки предложила детям отгадать простые загадки:
- У кого длинные уши? (У зайца).
- У кого рыжая шубка и пушистый хвост? (У лисы.). И так далее.
Закончили занятие проговариванием чистоговорок на тему сказки :
- Ок, ок, ок, у меня. (колобок)- договаривали дети.
- Ка, ка, ка, нет уже. (колобка).
Во время проведения игрового занятия по сказке Колобок- «Путешествие в сказку», активизировала в речи детей прилагательные, предлагая сказать -какой колобок? (желтый, круглый, красивый,
-какой зайчик? (маленький, пушистый, уши длинные) –отвечали дети.
Каждому персонажу по ходу сказки, Колобок предлагал разные развлечения :
1. С Зайкой дети играли в игру «Зайка серенький сидит». (слайд №18)
2. Волку дети рисовали пальчиком по крупе много колобков. (слайд №19)
3. С медведем играли в прятки и в ходе игры активизировали в речи предлоги за, под, на,.
лису хвалили: «Хорошая», «Красивая», «Добрая», «Мягонькая», чтобы Лиса отпустила колобка. (слайд №20)
Таким образом, активизировали в речи детей прилагательные.
Особое место в работе над сказками занимала их драматизация.
Дети с удовольствием играли в сказки. (слайд №21)
1. При драматизации сказки Курочка ряба, дети, без моей помощи имитировали действия героев, сопровождая показ словами, добавляя в диалоги новые слова (слайд №22)
2. Во время драматизации сказки Репка использовали стихотворный текст составленный воспит. Хрипко, который детям очень нравился. (слайд №23);
дети много говорили – звали на помощь героев сказки (Бабка иди, помоги репку тянуть, использовали звукоподражания (кошка мяукала, собака гавкала).(слайд №24)
3. Сказку «Колобок» дети обыграли почти самостоятельно.
Говорили без подсказок, иногда даже добавляли что-то своё в диалоги и действия персонажей. (слайд №25)
Таким образом мною были определены следующие методы, приемы и формы использования сказок в развитии речи детей (слайд №26)
Договаривание отдельных слов при повторном рассказывании сказок, использование имитационных движений,
Лексические упражнения,
Загадывание загадок
Драматизация сказок с использованием слов, которых не было в сказке, Включение изобразительной деятельности (рисование лепка,
Подвижные игры со словами и др.
Результаты проделанной работы позволили сделать вывод о том, что сказки могут служить эффективным средством развития речи детей раннего возраста, если воспитатели не будут ограничиваться только рассказыванием сказок, а будут использовать различные методы, приемы и формы работы.
(слайд№ 27)