Виноградова Екатерина
Русская народная сказка как средство развития игровой деятельности младших дошкольников
“Русская народная сказка как средство развития игровой деятельности младших дошкольников. ”
Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.
Публикация «Русская народная сказка как средство развития игровой деятельности младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
Игра – формирующий, организующий, обучающий и развивающий вид деятельности ребёнка. В его жизни это один из самых основных и важных способов развития. Умение перевоплощения в того или иного героя помогает дошкольнику создать свой внутренний мир согласно своему темпераменту и своей эмоциональной предрасположенности.
Внутренний мир маленького человека – чистый белый лист, матрица, на которую постепенно, год за годом будут накладываться послойно полученные навыки восприятия, общения и поведения. Первый и самый яркий опыт общения и взаимопонимания – это родители. Следующий этап – дошкольное учреждение, далее школа и взрослая, самостоятельная жизнь. Задача взрослого человека – находиться рядом с ребёнком всегда, на всех этапах развития его личности. Воспитатель, педагог с самого раннего возраста, наблюдая за малышом, изучая его предпочтения, корректирует и направляет, ненавязчиво формируя личность ребёнка — будущего гражданина своей страны. Он создаёт его уверенным в себе, сильным и образованным. Родители и педагоги должны быть предельно внимательными и осмотрительными при выборе игр, игрушек, книг. Это строго индивидуально для каждого ребёнка. Нельзя заставить малыша полюбить купленную игрушку или книгу, даже пусть это будут самые красивые и дорогие экземпляры.
Необходимо, как в музыке, затронуть струны души каждого дитя, чтоб получить тот важный эмоциональный отклик, который станет началом верного формирования и развития личности.
Таковым «инструментом» является сказка. Во-первых, сказка – это самый первый вид литературного жанра, с которым ребёнок знакомится, вступая в этот мир. Во-вторых, это некий конгломерат вымысла, перевоплощения и игры. В-третьих, сказка – это то, что помогает ребёнку глубже проникнуть в систему образов, прожить, прочувствовать и понять их смысловую значимость.
И, наконец, сказка – это то, что в ребёнке пробуждает и «выносит наружу» такие качества, как доброта, любовь, сострадание, желание прийти на помощь друг к другу, то, чего так не хватает современному человеку. Через сказку ребёнок быстрее и проще всего проходит социальную адаптацию в обществе.
КАК ИГРАТЬ СО СКАЗКОЙ?
Сказка должна быть наглядной. Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, пособие «Театр сказок», «Теремок» можно использовать и с другой целью – учебно-развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки и обучению в школе. Рассказывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
В качестве упражнения на интонирование можно с ребенком поиграть так: выберите несколько персонажей, поставьте их в ряд и попросите ребенка угадать, «кто сейчас разговаривает». В качестве произносимой фразы можно использовать реплику из сказки. Малышам полезно повторить за нами интонированную фразу, с детьми 5-6 лет уже можно играть по очереди: сначала за персонажа сказки говорит взрослый, а угадывает ребенок, затем говорит ребенок, а угадывает взрослый.
Для того чтобы научится читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В сказочные занятия можно включить разнообразные игры для совершенствования психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен» и др.
Игра «Кто лишний?»
Выложите перед ребенком вперемешку несколько персонажей из одной сказки и одного из другой. Пусть ребенок скажет, «кто пришел из другой сказки?» и назовет обе сказки, откуда «лишний» и откуда все остальные. Детям постарше можно предложить ввести в знакомую сказку дополнительного героя и придумать, как тогда может измениться сюжет сказки. Например, что будет, если в сказку «Колобок» придет Бычок смоляной бочок? Поможет ли он Колобку? Попытается ли тоже его съесть или вернет домой, Деду с Бабой?
На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету.
Играя с пособием «Теремок», дети учатся анализировать последовательность своих действий, развивают в себе самостоятельность, сообразительность, творческое воображение. Перед тем как предложить ребенку выполнить какое-либо учебно-игровое задание, необходимо его подробно объяснить и попросить малыша самого повторить задание, чтобы убедиться, что он понял. Не следует огорчаться, если у ребенка что-то не получилось сразу. В этом случае взрослому нужно самому начать делать оказавшееся сложным для малыша упражнение. Показав ребенку, ход выполнения задания, взрослый сможет заинтересовать маленького ученика, а затем постепенно предоставить ему для самостоятельного завершения. И самое главное: взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи.
В современном обществе сказки не потеряли своей актуальности. Чтение сказок по-прежнему является одним из основных и любимых способов проведения досуга у детей.
Сказка несё т в себе следующие функции:
1. Досуговую- сказка выступает в роли развлечения для детей;
2. Обучающую- сказка для ребенка является одним из способов познания окружающего мира;
3. Социализирующую- сказки помогают ребенку в процессе усвоения взаимоотношений в обществе и приобретения социального опыта;
4. Креативную- сказка способствует развитию образного мышления у ребенка;
5. Лексико-образную- сказка отвечает за формирование языковой культуры человека;
6. Культурно-этническую- сказка отражает исторически сложившийся уклад жизни народа, его традиции и обычаи;
7. Развивающе-терапевтическую- сказка активно используется в качестве средства коррекции различных поведенческих, когнитивных и эмоциональных расстройств у детей и лежит в основе одного из методов психокоррекции- сказкотерапии.
В системе ДОУ работа со сказками занимает одно из основополагающих мест. Можно выделить следующие способы использования сказки в воспитательном и обучающем процессах:
1. Чтение сказок с последующим анализом сюжета;
2. Художественное оформление сюжета сказки с помощью различных средств- красок и карандашей, пластилина, оригами и т. д. ;
3. Обыгрывание сюжета сказки;
4. Творческая работа со сказкой- изменение сюжета сказки;
5. Сочинение собственной сказки
С помощью сказок ребенок усваивает социальные и моральные нормы, знакомится с окружающим миром и со сложной системой человеческих взаимоотношений.
Сказки также играют важную роль в формировании нравственных суждений о оценок.
Слушая сказку, 3-4-летний ребёнок стремится выделить "положительных" и "отрицательных" героев, занимая позицию "внутри произведения". Возникает механизм нравственной идентификации и ребёнок через образы героев сказки преобретает важный личностный опыт. В этом возрасте дети как правило оценивают героев с точки зрения "хороший" и "плохой", не осмысливая ситуацию, а перенося своё отношение на поступки героев, т. е отношение к герою и определяет его оценку ребёнком.
В 4-5 лет, когда сфомированы такие понятия, как "плохо" и "хорошо", ребёнок оценивает героя на основе содержания его поступков, возникает нравственная оргументация. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно понимание моральной стороны сказок, формируются представления о таких понятиях, как "дружба", "доброта", "преданность" и др.
В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. Сказки важны и для эмоционального развития дошкольника. События сказки вызывают эмоциональный отклик у ребёнка, а проигрывание сказочного сюжета помогает ему выразить в доступной форме не только позитивные, но и, в некоторых случаях, накопленные негативные эмоции.
Из всего вышеизложенного можно с легкостью заключить, что сказка способствует личностному, умственному, эмоциональному и нравственному развитию в детском возрасте и является важным элементом в жизни каждого ребенка.