Получи документы

Русская народная сказка как средство развития игровой деятельности младших дошкольников

Виноградова Екатерина
Русская народная сказка как средство развития игровой деятельности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Русская народная сказка как средство развития игровой деятельности младших дошкольников. ”

Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

Публикация «Русская народная сказка как средство развития игровой деятельности младших дошкольников» размещена в разделах

Игра – формирующий, организующий, обучающий и развивающий вид деятельности ребёнка. В его жизни это один из самых основных и важных способов развития. Умение перевоплощения в того или иного героя помогает дошкольнику создать свой внутренний мир согласно своему темпераменту и своей эмоциональной предрасположенности.

Внутренний мир маленького человека – чистый белый лист, матрица, на которую постепенно, год за годом будут накладываться послойно полученные навыки восприятия, общения и поведения. Первый и самый яркий опыт общения и взаимопонимания – это родители. Следующий этап – дошкольное учреждение, далее школа и взрослая, самостоятельная жизнь. Задача взрослого человека – находиться рядом с ребёнком всегда, на всех этапах развития его личности. Воспитатель, педагог с самого раннего возраста, наблюдая за малышом, изучая его предпочтения, корректирует и направляет, ненавязчиво формируя личность ребёнка — будущего гражданина своей страны. Он создаёт его уверенным в себе, сильным и образованным. Родители и педагоги должны быть предельно внимательными и осмотрительными при выборе игр, игрушек, книг. Это строго индивидуально для каждого ребёнка. Нельзя заставить малыша полюбить купленную игрушку или книгу, даже пусть это будут самые красивые и дорогие экземпляры.

Необходимо, как в музыке, затронуть струны души каждого дитя, чтоб получить тот важный эмоциональный отклик, который станет началом верного формирования и развития личности.

Таковым «инструментом» является сказка. Во-первых, сказка – это самый первый вид литературного жанра, с которым ребёнок знакомится, вступая в этот мир. Во-вторых, это некий конгломерат вымысла, перевоплощения и игры. В-третьих, сказка – это то, что помогает ребёнку глубже проникнуть в систему образов, прожить, прочувствовать и понять их смысловую значимость.

И, наконец, сказка – это то, что в ребёнке пробуждает и «выносит наружу» такие качества, как доброта, любовь, сострадание, желание прийти на помощь друг к другу, то, чего так не хватает современному человеку. Через сказку ребёнок быстрее и проще всего проходит социальную адаптацию в обществе.

КАК ИГРАТЬ СО СКАЗКОЙ?

Сказка должна быть наглядной. Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, пособие «Театр сказок», «Теремок» можно использовать и с другой целью – учебно-развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки и обучению в школе. Рассказывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

В качестве упражнения на интонирование можно с ребенком поиграть так: выберите несколько персонажей, поставьте их в ряд и попросите ребенка угадать, «кто сейчас разговаривает». В качестве произносимой фразы можно использовать реплику из сказки. Малышам полезно повторить за нами интонированную фразу, с детьми 5-6 лет уже можно играть по очереди: сначала за персонажа сказки говорит взрослый, а угадывает ребенок, затем говорит ребенок, а угадывает взрослый.

Для того чтобы научится читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В сказочные занятия можно включить разнообразные игры для совершенствования психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен» и др.

Игра «Кто лишний?»

Выложите перед ребенком вперемешку несколько персонажей из одной сказки и одного из другой. Пусть ребенок скажет, «кто пришел из другой сказки и назовет обе сказки, откуда «лишний» и откуда все остальные. Детям постарше можно предложить ввести в знакомую сказку дополнительного героя и придумать, как тогда может измениться сюжет сказки. Например, что будет, если в сказку «Колобок» придет Бычок смоляной бочок? Поможет ли он Колобку? Попытается ли тоже его съесть или вернет домой, Деду с Бабой?

На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету.

Играя с пособием «Теремок», дети учатся анализировать последовательность своих действий, развивают в себе самостоятельность, сообразительность, творческое воображение. Перед тем как предложить ребенку выполнить какое-либо учебно-игровое задание, необходимо его подробно объяснить и попросить малыша самого повторить задание, чтобы убедиться, что он понял. Не следует огорчаться, если у ребенка что-то не получилось сразу. В этом случае взрослому нужно самому начать делать оказавшееся сложным для малыша упражнение. Показав ребенку, ход выполнения задания, взрослый сможет заинтересовать маленького ученика, а затем постепенно предоставить ему для самостоятельного завершения. И самое главное: взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи.

В современном обществе сказки не потеряли своей актуальности. Чтение сказок по-прежнему является одним из основных и любимых способов проведения досуга у детей.

Сказка несё т в себе следующие функции:

1. Досуговую- сказка выступает в роли развлечения для детей;

2. Обучающую- сказка для ребенка является одним из способов познания окружающего мира;

3. Социализирующую- сказки помогают ребенку в процессе усвоения взаимоотношений в обществе и приобретения социального опыта;

4. Креативную- сказка способствует развитию образного мышления у ребенка;

5. Лексико-образную- сказка отвечает за формирование языковой культуры человека;

6. Культурно-этническую- сказка отражает исторически сложившийся уклад жизни народа, его традиции и обычаи;

7. Развивающе-терапевтическую- сказка активно используется в качестве средства коррекции различных поведенческих, когнитивных и эмоциональных расстройств у детей и лежит в основе одного из методов психокоррекции- сказкотерапии.

В системе ДОУ работа со сказками занимает одно из основополагающих мест. Можно выделить следующие способы использования сказки в воспитательном и обучающем процессах:

1. Чтение сказок с последующим анализом сюжета;

2. Художественное оформление сюжета сказки с помощью различных средств- красок и карандашей, пластилина, оригами и т. д. ;

3. Обыгрывание сюжета сказки;

4. Творческая работа со сказкой- изменение сюжета сказки;

5. Сочинение собственной сказки

С помощью сказок ребенок усваивает социальные и моральные нормы, знакомится с окружающим миром и со сложной системой человеческих взаимоотношений.

Сказки также играют важную роль в формировании нравственных суждений о оценок.

Слушая сказку, 3-4-летний ребёнок стремится выделить "положительных" и "отрицательных" героев, занимая позицию "внутри произведения". Возникает механизм нравственной идентификации и ребёнок через образы героев сказки преобретает важный личностный опыт. В этом возрасте дети как правило оценивают героев с точки зрения "хороший" и "плохой", не осмысливая ситуацию, а перенося своё отношение на поступки героев, т. е отношение к герою и определяет его оценку ребёнком.

В 4-5 лет, когда сфомированы такие понятия, как "плохо" и "хорошо", ребёнок оценивает героя на основе содержания его поступков, возникает нравственная оргументация. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно понимание моральной стороны сказок, формируются представления о таких понятиях, как "дружба", "доброта", "преданность" и др.

В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. Сказки важны и для эмоционального развития дошкольника. События сказки вызывают эмоциональный отклик у ребёнка, а проигрывание сказочного сюжета помогает ему выразить в доступной форме не только позитивные, но и, в некоторых случаях, накопленные негативные эмоции.

Из всего вышеизложенного можно с легкостью заключить, что сказка способствует личностному, умственному, эмоциональному и нравственному развитию в детском возрасте и является важным элементом в жизни каждого ребенка.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников»Фотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта "Посткроссинг на МААМ" мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУОрганизация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Фотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению»Фотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению» Уважаемые коллеги! В этом году мы с моей напарницей, приняли участие в Городском конкурсе «Мастерская сказки» в номинации «Сказка своими.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Русская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия ВидеоРусская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе "Колобок" я осуществила постановку русской.

Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет)Русская народная сказка «Теремок» (фотоотчет) 24 октября 2017 года в нашей средней группе №1 Федерального Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №53 г. Улан-Удэ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская народная сказка как средство развития игровой деятельности младших дошкольников
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 10:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русская народная сказка как средство развития игровой деятельности младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Виноградова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД