Мария Андреевна
Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представлений о русской деревянной игрушке – матрешке.
Задачи:
- формировать у детей представления о народных промыслах на примере русской матрешки;
- закреплять знания детей о сенсорных эталонах (форма, цвет, размер, о том, из какого материала сделана игрушка;
- обогащать активный словарь детей (матрешечка, матреша, деревянная народная игрушка, расписная);
- воспитывать у детей интерес к русской народной культуре.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материалы и оборудование: большая игрушка-матрешка, несколько разных матрешек для музея деревянных игрушек, ИКТ, фонограмма мелодии «Во поле береза стояла» (минус, раскраски-матрешки по количеству детей, заранее подготовленная воспитателем презентация «Русская матрешка».
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Ход НОД:
Дети под музыку «Во поле береза стояла» входят в группу.
1. Вводная часть.
Здравствуйте, дети. Я знаю, что вы очень любите играть, и сегодня я хочу пригласить вас в музей деревянной игрушки (дети подходят к столу, на котором расположена выставка деревянных игрушек – матрешек).
Посмотрите, сколько здесь стоит деревянных куколок (воспитатель обращает внимание детей на матрешек, стоящих на столе). Когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек, как сейчас, и родители им мастерили игрушки сами. В те далекие времена придумали русские мастера занятную деревянную куколку, которую назвали Матрешка.
Посмотрите на матрешек и послушайте стихотворение:
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.
Воспитатель берет в руки большую матрешку и рассказывает :
- Дети, давайте пригласим эту матрешку к нам в гости, пусть она расскажет нам о своих подружках-матрешках (дети соглашаются пригласить матрешку в гости).
Матрешка говорит вам спасибо за приглашение и предлагает вам поиграть:
Я веселая матрешка,
Поиграть хочу немножко.
Вправо-влево повернитесь
И в матрешек превратитесь.
Физкультминутка «Веселые Матрешки»
Хлопают в ладошки
(хлопают в ладоши)
Дружные матрешки.
(прикладывают ладони к щекам и качают головой)
На ногах – сапожки,
(выставляют вперед ногу на пятку)
Топают матрешки.
(топают на месте)
Влево-вправо повернитесь
(руки на поясе, повороты туловища влево-вправо)
И в детишек превратитесь.
(руки на поясе, прыжок на месте)
Ах, какая красота,
(дети проходят к своим стульчикам)
Все садитесь на места.
(Дети садятся на свои стульчики)
2. Основная часть.
Воспитатель ставит матрешку на видное место и говорит:
- Сядьте на свои стульчики. А я расскажу вам, почему матрешку назвали именно так. Посмотрите на слайд (слайд 2).
Назвали игрушку матрешкой, потому что куколка эта была очень похожа на обычных деревенских девочек. А раньше на Руси девочек и девушек очень часто называли именем Матрена. А ласково их называли Матреша, Матрешечка, Матрешка. Вот так и появилось имя у этой славной игрушки.
Воспитатель берет матрешку и, демонстрируя ее детям, задает им вопросы (вопросы озвучиваются соответствующей интонацией и сопровождаются показом) :
- Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Матрешка деревянная (дети все вместе повторяют за воспитателем).
- Какого размера матрешка? (Матрешка большая)
- Какой она формы? (Она овальной формы)
- Дети, посмотрите, какой красивый сарафан надет на матрешке. Что нарисовано на сарафане? (На сарафане нарисованы цветы)
- Что еще надето на матрешке? (На матрешке надет платок, фартук)
- Какие у матрешки щечки? (У матрешки красные щечки)
Матрешка красивая, нарядная, расписная. Дети, послушайте, кажется там внутри что-то есть (воспитатель легко трясет матрешку, обращая внимание детей на звук и начинает открывать матрешку под стихотворение) :
Матрешка первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
Посмотрите, в большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше.
- Дети, скажите, какого размера эта матрешка? (Воспитатель показывает детям самую большую матрешку).
- А какого размера эта матрешка? (Воспитатель показывает детям самую маленькую матрешку).
Самая маленькая куколка живет в той, что побольше, а она в той, что еще больше, и так до самой большой. Матрешку можно разобрать и собрать. Когда ее разберешь – получится много кукол-матрешек, а когда соберешь – одна.
Воспитатель подзывает детей поочередно собрать матрешку в одну.
Матрешка предлагает вам поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика;
Встаньте, сядьте,
(встают и обратно садятся на стульчики)
Топни ножкой!
(сидя на стульчиках, топают ногами)
Дуйте в дудки,
(имитируют игру на дудочке)
Бейте в ложки,
(хлопают в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки.
(шагают пальчиками обеих рук по коленям)
Ложки деревянные.
(вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
(качают головой, поднеся руки к щекам)
Посмотрите, какие разные бывают матрешки (воспитатель обращает внимание детей на слайды).
Слайд 3:
- Матрешки могут быть выполнены в одном цвете и не иметь рисунка.
Слайд 4:
- Или матрешка может быть полностью раскрашена одним цветом, и иметь небольшой рисунок другого цвета. Например, как на этой картинке – красные матрешки в белый горошек.
Слайд 5:
- Еще матрешки могут быть вот такими разноцветными. Обратите внимание, что на этой картинке у матрешек платок и сарафан уже разного цвета. И еще у этих матрешек есть фартучки. Рассмотрите, какие они? (красивые, разноцветные).
Слайд 6:
Чем отличаются матрешки друг от друга? (разноцветные, у них разные платочки, разные фартучки и разные сарафаны).
3. Заключительная часть.
Мы с вами сегодня познакомились с деревянной игрушкой – матрешкой.
Как можно играть с матрешкой? (разбирать и собирать).
Какие матрешки бывают? (красивые, нарядные).
Посмотрите теперь на спинки своих стульчиков, Матрешка приготовила для вас сюрприз – она пригласила к вам в гости своих подружек.
Дети берут раскраски со спинок своих стульчиков.
Обратите внимание, что у этих матрешек не украшен фартучек. Как это можно исправить? (раскрасить).
Сегодня в течение дня вы раскрасите фартучки своим матрешкам. И в конце дня мы покажем матрешке, какими красивыми станут фартучки у ее подружек.