Ольга Палей
Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра для ребенка - это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми.
В игре ребенок учится распоряжаться собственными силами, рассуждать и думать над своими поступками, преодолевать первые трудности и чувствовать свою ответственность. В игре ребенок проявляет черты своего характера. Игра - это первая школа малыша. Ребенок выбирает роли для себя в игре.
Публикация «Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями. Содержание игр определяется только окружающей жизнью. Игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
1. Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).
Приемы косвенного воздействия:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино -, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками)
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог ей необычный чай».
• домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом».
2. Прямое руководство (с вмешательством в игру).
Прямые педагогические приемы:
• ролевое участие в игре
• участие в сговоре детей
• показ образца игрового действия
• предложение готового сюжета игры
• предложение готовой темы игры
• совет по ходу игры
• разъяснение
• беседа о содержании предстоящей игры
• о распределении в ней ролей
• помощь в распределении ролей
• подборе игрушек, атрибутов
• обучение ролевому поведению.
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.
Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли)
• показ игровых действий;
• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);
• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);
• упражнения ребенка в игровых действиях;
• упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая помощь везет в больницу», «Больного несут на носилках»);
• обращение персонажа к детям; • вопросы к ребенку, к персонажу;
• проблемные игровые ситуации («У Мишки температура», «Зайчик сломал ножку»). В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом.
Воспитатель - партнер и помощник в игре (средняя группа)
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);
• вопросы;
• предложение темы игры;
• совет в игровой форме;
• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);
• беседа о распределении вещей;
беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);
• напоминание о том, что наблюдали;
• подсказка ходу игры (игровые действия); • сообщение любого нового факта во время игры.
На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой.
Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старшая и подготовительная группа) руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с ними:
• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно); • уместен вопрос перед началом игры;
• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво) • прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации). Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.
На третьем этапе (5 - 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.
Педагогу также следует помнить, что во время игры, принимая в ней непосредственное участие или управляя косвенно, обращаться к детям надо так, как этого требует роль: «Товарищ капитан, разрешите матросам увольнение на берег», «Анна Ивановна, ваши ученики должны идти в столовую». Принимая непосредственное участие в игре и выполняя при этом одну из ролей, педагог сам показывает образцы внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.