Приложение МААМ

Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста

Ольга Палей
Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игра для ребенка - это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми.

В игре ребенок учится распоряжаться собственными силами, рассуждать и думать над своими поступками, преодолевать первые трудности и чувствовать свою ответственность. В игре ребенок проявляет черты своего характера. Игра - это первая школа малыша. Ребенок выбирает роли для себя в игре.

Публикация «Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями. Содержание игр определяется только окружающей жизнью. Игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

1. Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

Приемы косвенного воздействия:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино -, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками)

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог ей необычный чай».

• домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом».

2. Прямое руководство (с вмешательством в игру).

Прямые педагогические приемы:

ролевое участие в игре

• участие в сговоре детей

• показ образца игрового действия

• предложение готового сюжета игры

• предложение готовой темы игры

• совет по ходу игры

• разъяснение

• беседа о содержании предстоящей игры

• о распределении в ней ролей

• помощь в распределении ролей

• подборе игрушек, атрибутов

• обучение ролевому поведению.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли)

• показ игровых действий;

• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);

• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);

• упражнения ребенка в игровых действиях;

• упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая помощь везет в больницу», «Больного несут на носилках»);

• обращение персонажа к детям; • вопросы к ребенку, к персонажу;

• проблемные игровые ситуации («У Мишки температура», «Зайчик сломал ножку»). В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом.

Воспитатель - партнер и помощник в игре (средняя группа)

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);

• вопросы;

• предложение темы игры;

• совет в игровой форме;

• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);

• беседа о распределении вещей;

беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);

• напоминание о том, что наблюдали;

• подсказка ходу игры (игровые действия); • сообщение любого нового факта во время игры.

На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой.

Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старшая и подготовительная группа) руководство и помощник.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с ними:

• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно); • уместен вопрос перед началом игры;

• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво) • прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации). Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.

На третьем этапе (5 - 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.

Педагогу также следует помнить, что во время игры, принимая в ней непосредственное участие или управляя косвенно, обращаться к детям надо так, как этого требует роль: «Товарищ капитан, разрешите матросам увольнение на берег», «Анна Ивановна, ваши ученики должны идти в столовую». Принимая непосредственное участие в игре и выполняя при этом одну из ролей, педагог сам показывает образцы внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.

Публикации по теме:

«Цирк». Комплексное руководство сюжетно-ролевой игры в средней группе Цель: Создать основу для развития и обогащения содержания игры Чтение рассказов и стихов Елена Инкона Цирк в стихах для детей: Антракт,.

Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается.

Конспект по руководству сюжетно — ролевой игрой «Магазин» Цель: Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли совершенствовать умение.

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Поездка на самолете» в старшей группе 1. Задачи: 1. Расширять представления об окружающем: а) знакомить детей с работой аэропорта; б) закреплять знания детей о воздушном транспорте;.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой «Почта» в старшей группе детского сада Конспект руководства сюжетно-ролевой игры «Почта» в старшей группе детского сада 1. Задачи: - Познакомить воспитанников с организацией «Почта»,.

Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста Не секрет что всю жизнь нас окружают сказки. Сказки бывают разные - волшебные, бытовые, а встречаются короткие, но очень мудрые и поучительные.

Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой по ПДД для детей среднего дошкольного возраста «Водители и пешеходы» Конспект-руководство сюжетно - ролевой игрой по ПДД для детей среднего возраста на тему: «Водители и пешеходы» Выполнила: воспитатель МДОУ.

Проект организации сюжетно-ролевой игрой в подготовительной группе «Космическое путешествие» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №96 второй категории" Проект организации сюжетно- ролевой игрой В подготовительной группе «Космическое.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ Методические приёмы организации сюжетно –ролевых игр в образовательном пространстве ДОУ. Есть не в пример наукам хитрым Совсем нехитрая.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 09:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Палей (УИ 225032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД