Елена Неклюдова
РППС по развитию самосознания в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 РППС по развитию самосознания в группе раннего возраста «Колобок»
Слайд 2 Самосознание - этап в процессе онтогенеза, в ходе которого у ребёнка появляется понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Слайд 3 Функции самосознания :
Публикация «РППС по развитию самосознания в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Самопознание - получение информации о себе.
Эмоционально - ценностное отношение к себе.
Саморегуляция поведения (контроль).
Слайд 4 Значение самосознания :
- Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
- Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
- Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Слайд 5 Стадии (или этапы) развития самосознания :
1 этап – 7 мес. Ребенок начинает отделять себя от окружающих людей. Появляется реакция на чужого человека – страх. В этом возрасте ребенок еще не отделяет себя от матери.
2 этап – 1г. – 1г. 2мес. Формируется схема тела. Ребенок может показать части тела, которые не видит.
3 этап – 1г. 6 мес. – 2 года. Ребенок осознает себя субъектом действия, то есть может управлять своими действиями.
4 этап – 2 г. – 2г. 6 мес. Усвоение имени, которое приобретает личностный смысл. Ребенок выделяет себя как нечто целое, отличное от других, идет усвоение местоимения «Я».
5 этап – 3г. Формируется первичная половая идентичность. Развиваются первые зачатки самооценки.
Слайд 6
Развитие самосознания себя как личности через организацию
сюжетно-ролевых игр
В раннем возрасте – это дом, семья, знакомство с куклой, в которых развиваются доброжелательные отношения друг к другу, формируются игровые действия, объединяющиеся несложным сюжетом («Уложи куклу спать», «Напоим Мишку чаем», «Причешем куклу Машу», «Погладим кукле платье» и т. д.)
Слайд 7
Гендерное воспитание
Половая идентификация, отождествление себя с представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учится осознавать себя, как будущую женщину или будущего мужчину.
Помочь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я – девочка, я – мальчик», для раскрытия гендерных различий между мальчиками и девочками помогают следующие игровые ситуации: «Давай познакомимся», «Зеркало», «Кто, чем любит заниматься?» (предпочтение игр, игрушек девочек и мальчиков). «Что кому?» (дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков, «Одень малыша».
Слайд 8
Зрительный образ своего отражения в зеркале
Взрослые рано показывают малышу его отражение в зеркале. Если годовалый малыш путает реальные вещи и отражение, то примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. В начале 2 г. дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговицы, карманы на своей одежде, с интересом наблюдают за изменениями отражения. На вопрос «Кто в зеркале?» еще не может ответить «Я», а отвечает «Катя», «Ваня». И лишь в 2 года 10 месяцев начинает давать отражению свое имя. Постепенно ребенок убеждается, что он сам там и есть. Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом, смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе в настоящем – здесь, сейчас, в данный момент.
Слайд 9
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая его судьба.
Важный компонент семейного самосознания – семейная история. Она воплощена в семейной родословной, фотографиях, семейном имени.
Слайд 10
Становление самосознания - сложный и длительный процесс.
Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.