Мария Попеску
РППС как фактор создания психологического комфорта детей
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги.
Готовясь сегодня к выступлению, я думала, что же рассказать Вам, стажистам, о РППС? Думаю вы и так все знаете, но все же я напомню. Напомню о том как создать психологический комфорт для детей в развивающей предметно- пространственной среде группы.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Ни для кого не секрет, что ведущим видом деятельности детей в дошкольном возрасте является - игра. Поэтому мы и поговорим об игровых центрах и игрушках. Заходя ежедневно в группу, ребенок видит множество игрушек, много яркого. Вся игровая поделена на центры, которые должны быть в доступности каждому ребенку.
Предметное содержание
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным). В РППС должны быть включены предметы для самостоятельной игры, для игры ребенок –ребенок, а также для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).
Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
• провоцировать ребенка на агрессивные действия;
• вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);
• провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
• провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Вся игровая поделена на уголки, такие как Экспериментирование, Сюжетно-ролевые игры, музыкально- театральный, уголок творчества, спортивный уголок и т. д.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Это все отлично, но для гармоничного развития детей еще нужны психологические уголки, такие как «Уголок приветствия», цель которого – Создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия». Заходя в групповое помещение, ребенок переворачивает свое фото, тем самым говоря, я пришел, я здесь. Обратите на меня внимание. Таким образом ребенок сразу начинает чувствовать себя нужным, значимым в группе, единицей целого.
«Уголок достижений», Цель: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям. Можно придумать, например в форме: «Яблоня успеха, либо добрых дел», «Звезда недели», «Копилка добрых дел», «Радуга талантов».
«Уголок гнева». Цель: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева, враждебности и напряженности, развитие положительных чувств и эмоций, обучение самообладанию и приемам саморегуляции.
Это может быть «Коробочка гнева и раздражения», либо стаканчик, в который ребенок может выплеснуть свой гнев, либо взять лист бумаги порвать его и положить в эту коробку, либо смять. «Коврик злости», на котором дети могут потоптаться. «Подушка-колотушка», «Ковер дружбы», с помощью которого мы учим детей мириться.
«Уголок поздравлений» Цель: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе, сплочение детского коллектива.
«Уголок настроения»,
«Уголок уединения», где каждый ребенок может расслабиться, восстановить силы, подумать, помечтать В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний
К психологическому комфорту РППС также относится и акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены. Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые характеристики. Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами
Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый, на северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения»
Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.
1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:
• оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;
• содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.
2. Игрушки устрашающего характера:
• способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;
• детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,
• травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф,
• детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства;
• детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития;
• изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии.
3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:
• связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре;
• побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;
• провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
• изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животномугонии
4. Игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного.
5. Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов.
6. Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.
Детский сад такие игрушки естественно не закупает и вам, воспитателям надо быть на чеку когда ребенок приносит из дома такую игрушку, попросить родителя забрать сразу ее домой, либо убрать в шкаф до вечера. Наша задача сохранить психологический и эмоциональный климат в детском коллективе. Ведь каждый ребенок может по разному отреагировать на ту, или иную игрушку.
Все игрушки отвечают определенным требованиям. А каким мы сейчас узнаем. Мне нужны 4 добровольца. Ваша задача найти свои требования.
Медицинские и экологические требования
Материал и краски не должны быть токсичными. Сведения об этом обязательно содержатся в гигиеническом сертификате.
У игрушки не должно быть острых углов, чтобы ребёнок не поранился. С особым вниманием выбирайте игрушки с металлическими составляющими (например, машинки).
Игрушка для детей первых лет жизни не должна иметь мелких деталей, которые можно проглотить, засунуть в ухо или нос.
Сразу уберите упаковку. Играя, малыш может надеть на голову полиэтилен и задохнуться.
Педагогические требования
Необходимо увидеть подлинное назначение игрушки. Чему она научит ребенка? Учитывать воспитательное и развивающее значение игрушки.
Соответствие интересам самого ребёнка (интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают).
Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, и, в то же время, приносить ему радость и удовольствие.
Игрушка должна позволять ребёнку проявлять самостоятельность при действии с ней.
Психологические и нравственные требования
Игрушка по возможности должна вызывать гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому. Недопустимо наличие в игрушке таких качеств, как насилие, жестокость агрессия ко всему живому.
Даёт ли она возможность коллективного использования – совместной деятельности с группой детей, взрослого и ребенка.
Эстетические требования
Необходимо учитывать художественные качества игрушки как средство формирования у ребё нка эстетического вкуса: соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус, вульгарные представления.
Настоящий ребенок должен сделать три вещи- вырастить куклу, построить дом, и наиграться в нем вдоволь. Так давайте же в этом ему поможем, создав психологически эмоционально хорошую атмосферу.
У меня все. Спасибо за внимание.