Елена Курилова
«Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста» (сообщение на педсовете)
▼ Скачать + Заказать документы
Основным видом деятельности детей старшего дошкольного возраста -является игра. У детей 6-7 лет достаточно сплочённое детское общество. Наблюдая за детьми моей группы я отметила, что дети способны объединяться в большие игровые группы по 8-9 человек, особенно мальчики. Среди этих игровых объединений существуют свои взаимоотношения. Дети в этом возрасте уже способны самостоятельно распределять роли в совместной игре. Они обсуждают до начала игры её содержание, примерный ход развития сюжета, например, игра на прогулке с мячом "Футбол", совместная игра постройка "Электростанции", "Железной дороги" из строителя, "Снежной крепости" из снега. А я являюсь рядовым участником этой игры, поддерживаю удачные предложения, даю советы, помогаю в решении спорных вопросов. Иногда возникают недоразумения, некоторые участники могут быть недовольны назначением - вступают в противоречивые игровые и реальные взаимоотношения и возникает ссора. Со своей стороны я беру на себя право разрешить это недоразумение по справедливости. В одном случае напоминаю о дисциплинированности, об уважении к товарищу, а в другом случае советую в интересах всех играющих изменить назначение. Увидев назревающий конфликт между друзьями Денисом и Костей, обращаюсь к ним: " Я думаю, вам не надо напоминать о правиле, как поступают друзья. Вы хорошо помните, что надо уметь договориться. Кто же первый предложит, как надо поступить?"Такое обращение к детям побудило их мирно договориться, способствовало развитию товарищеских взаимоотношений.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте сформированы устойчивые навыки дисциплины и культуры поведения. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступить правильно не потому, что этого требует взрослый, а в силу осознания справедливости установленных правил. Дружеские, товарищеские взаимоотношения побуждают детей уступать, договариваться, спокойно разрешать возникающие споры и разногласия. Я стараюсь разъяснить детям правила поведения во время совместных игр. Например, мальчики начали играть в комнате с мячом и разрушили постройку девочек. Мальчики считали виноватым Гришу, который последним бросил мяч. Но так ли это? Ведь играли все, и каждый мог так поступить. Значит, значит виноват немного каждый, потому что все забыли, что играть в мяч в комнате нельзя. Так с помощью рассуждений и разбора данной ситуации я помогла детям осознать свою причастность к случившемуся, не перекладывать всю вину на одного из них.
Во время совместной деятельности, игр дети нередко обращаются ко мне с жалобами друг на друга. В жалобах часто звучит обращение за помощью, поддержкой, неудовлетворённость поступком сверстника или его отношением. В таком случае я стараюсь справедливо разрешить конфликт, установить долю вины каждого, восстановить справедливость и урегулировать отношения между детьми. Например, Олеся обратилась с жалобой, что девочки не принимают её к себе в игру. Предлагаю сначала подумать, почему они так поступают: может быть в игре не нашли для неё подходящей роли, или просто не поняли её. Обсуждаю это с девочками, и помогаю включить Олесю в общую игру - найти для неё роль и наладить взаимоотношения. Чтобы дети реже обращались с жалобой, помогаю им самим разбираться, в возникшем недоразумении, приучаем их, выслушивать друг друга, убеждать, доказывать свою правоту.
На поведение и взаимоотношения влияет и учебная деятельность детей на занятиях : они приучаются спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, отвечать на занятиях так, что бы всем было видно и слышно. Оценивая и анализируя работу товарищей, я учу их, быть взыскательными и объективными. На занятиях провожу беседы на этические темы, например, при обсуждении произведений художественной литературы. Прочитав рассказ Н. Калининой "Разве так играют?", был задан вопрос - "Как играют? Как поступают дружные ребята? Как они договариваются в играх? Как делятся игрушками?" Эти беседы помогают освоить детям понятия "добрый", "скромный", "отзывчивый", "вежливый" и другие качества. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, быть хорошим товарищем и другом, я использую следующие литературные произведения: В. Мояковского "Что такое хорошо и что такое плохо", С. Михалкова "Как друзья познаются, К. Д. Ушинского "Умей обождать", "Вместе тесно, а врозь скучно". Слушая цикл стихов
А. Барто "Вовка - добрая душа", дети хотят быть похожими на Вовку, понимают смысл "волшебных слов" из рассказа В. Осеевой. В произведениях Н. Носова добродушно смеются над трусливым мальчишкой в рассказе "Живая шляпа", осуждают Кольку, засыпавшего горку песком из рассказа "На горке". На музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках дети поют о дружбе, читают стихи, водят хороводы, вместе готовятся к праздникам, это благоприятно влияет на взаимоотношения детей.
В поведении ребёнка отражается и культура родителей. Отношения в семье, доброжелательность в общении между её членами становится для него примером, которому он стремиться подражать, вступая во взаимоотношения со сверстниками. Наблюдая за взаимоотношениями детей, поведением во время совместных игр можно определить, как относятся к ребёнку его родители, какая обстановка в семье. Примером этому может быть Гриша Л. - мальчик спокойный, уравновешенный, не конфликтный, рассудительный, уважает мнения других детей, прислушивается к советам старших, любознательный, выполняет правила игр. По поведению и отношению с детьми можно отметить, что в семье мальчика спокойные, доброжелательные отношения, единые требования и правила. Противоположность этому ребёнку составляет поведение Алёши. Мальчик конфликтует с детьми и взрослыми, эгоистичен. В игре любит подчинять себе детей, игры его не продолжительные, нет устойчивого интереса к какой - либо деятельности. Чтобы помочь ребёнку снова войти в коллектив сверстников и наладить взаимоотношения, даю ему возможность, успокоиться, поиграть вначале одному около взрослого, затем постепенно включаю в совместную игру с детьми, оговаривая предварительно правила его поведения в этой игре. Такой вид поведения свойственен детям, в семье которых существует несогласованность требований к ребёнку, отсутствие единства методов взаимодействия на него (одни балуют, выполняя всё за ребёнка, во [/всём потакают ему, другие прибегают к угрозам, окрикам). С родителями этого ребёнка проведены несколько бесед по поводу поведения, предложено изменение тактики воспитания ребёнка дома, привлечение его в развивающие кружки, а также консультация и помощь психолога.
Чтобы дети находились в уравновешенном состоянии, немаловажным условием является выполнение режима дня. Я стараюсь, чтобы дети все вместе входили в день: совместные зарядки, приём пищи, вовремя проводимые занятия, прогулки, совместные игры. Своевременно идёт переключение от одной деятельности к другой, не допускается переутомления. Для организации доброжелательной атмосферы, для общения детей мной подобраны игры, игрушки, пособия для совместного труда, художественная литература соответствует возрасту и интересам и накопленным знаниям детей. Всё это позволяет найти детям занятия по интересам и предупреждает ссоры в поведении.