Юлия Миронова
Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Описание педагогического опыта по теме:
«Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей»
Актуальность
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает познавательно-исследовательская деятельность. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе, поэтому познавательно-исследовательская деятельность в детском саду становится очень важной ступенькой при подготовке детей к обучению в школе.
Публикация «Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федеральных Государственный Образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы как:
• экспериментирование;
• исследование;
• коллекционирование;
• проектирование.
Эти формы работы позволяют на этапе завершения дошкольного образования достичь следующих целевых ориентиров, которые определены в ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире.
Результаты современных психологических и педагогических исследований следующих ученых-психологов, педагогов - Ю. К. Бабанского, Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, И. Д. Зверева, В. В. Запоржца, И. Я. Лернера, А. И. Савенкова, Г. И. Щукиной и др. - показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако, такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, поэтому особый интерес для детей представляет экспериментирование.
Ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал, тем быстрее развиваются познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Детское экспериментирование относится к познавательно-речевому развитию. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Слова восточного мудреца гласят: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике дошкольных образовательных организаций используется еще не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
Поэтому я хочу поделиться опытом своей работы по организации экспериментирования в детском саду его роли в развитии познавательно-поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим основные методы и формы работы, которые я использовала в своей работе.
В первую очередь - это сам метод ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике, и понимается как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, они практически безопасны.
В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности я также использовала следующие методы при проведении экспериментов :
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
Из практических методов обучения я использовала следующие: ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности, а также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Из словесных методов обучения я использовала в своей работе следующие:
РАССКАЗЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ - метод, который направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Для уточнения, коррекции знаний детей, их обобщения и систематизации использовала такой метод как БЕСЕДА
Также в работе с детьми мы использовали различные формы:
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные.
В начале работы я сформулировала ожидаемые результаты, которые мне бы хотелось достичь со своими детьми по окончанию внедрения данного опыта в практику:
• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
• Обогатить предметно–развивающую среду в группе.
Новизной данного опыта считаю комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, а также структуризацию практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Технологичность опыта заключается в том, что мои разработки могут быть использованы и другими педагогами для работы с детьми, так как данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.
Работа с родителями
Не остаются в стороне от экспериментальной работы и родители моих воспитанников.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.
Так, например, детям предлагала дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители помогают мне в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для информирования родителей я проводила консультации по темам: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», «Экспериментирование с водой».
Заключение
Процесс познания, освоение новых знаний детьми очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Литература
• Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ сост. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
• Никишина Е. Д. Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций // Ребёнок в детском саду, 2012. – № 3
• Рыжова Н. А. Волшебница –вода. – М. : Линка-Пресс, 1997 .
• Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997. — № 2.
• Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
• План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду/ сост. Н. В. Гончарова и др. / под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Акцидент, 1997 г.
• Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
• Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.