Ильина Анна
Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения "
Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека.
Не каждое взаимодействие можно назвать по праву общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать 4 критериям (М. И. Лисина) :
1. Внимание и интерес к другому.
2. Эмоциональное отношение к другому.
3. Инициативные акты (стремление вызвать интерес другого).
4. Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.
Публикация «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения» размещена в разделах
Еще один немаловажный критерий — содержание общения, которое и является объединителем общающихся (тема разговора, совместная деятельность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Другими словами, общение с взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.
Но наравне с этой сферой общения существует и другая — общение со сверстниками. Важно понять отличия общения детей с взрослыми и со сверстниками.
Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:
1. Особо яркая эмоциональная насыщенность (примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно-мимических проявлений).
2. Нестандартность детских высказываний (звукоподражание, «неправильные» слова).
3. Преобладание инициативных высказываний над ответными (ребенку важнее сказать, чем выслушать).
4. Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.
ОБЩЕНИЕ
Ребенок учится:
- говорить и делать как надо;
- слушать и понимать другого;
- выражать себя;
- управлять другими;
- вступать в разнообразные отношения.
Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения, которое можно отнести к одному ил 3-х типов:
Эгоистическое:
- безразличие к другим;
- интересы сосредоточены на предметах;
- грубость, агрессивность как метод достижения желаемого;
- высокомерная позиция по отношению к другим.
Конкурентное (характерно для детей 3—5 лет как естественное) :
- стремление к первенству во всем;
- знает, как добиться похвалы, как делать правильно;
- другой — конкурент, которого нужно превзойти;
- стремление привлечь внимание (как «+», так и «-»);
- завистливость, обидчивость.
Гуманное:
- другой как Человек;
- чувствительность к желаниям и интересам других;
- охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость;
Как учить общаться
Прежде всего, необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада.
Для построения успешного взаимодействия можно пойти одним из следующих путей:
1) организация совместной 2) формирование субъективного
предметной деятельности взаимодействия между детьми
1. Ребенок сосредотачивается 2. Гуманные чувства, чуткость к
на игрушке, а акт общения сводится к тому, состояниям другого
чтобы отнять у сверстника привлекательный предмет
Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются типичным для детей дошкольного возраста неумением распознать состояние другого. Один из приемов, применяемых в данной ситуации, — словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого (страх, плач, но и позитивным (радость, удовольствие). Одним из хороших методов воспитания человечности у детей является внимание к болеющим и новеньким детям (написать письмо, показать группу и игрушки).
Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными. Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т. е. предвидение результата своих поступков. Но из-за особенностей психического развития, дошкольники не могут удерживать конечную цель действий, и им не понятна логика взрослых. Поэтому нужно учить детей поэтапному анализу действий и поступков. Заставить сделать это не возможно. Поэтому необходимо придумать действенный стимул к совершению позитивных поступков.
Чтобы осуществлять педагогически правильное руководство взаимоотношениями детей, необходимо:
- знать социометрический статус ребенка;
- индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);
- как складываются взаимоотношения детей в коллективе (кому ребенок подражает, кому отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье, ценностные ориентации родителей).
Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми. Педагогам нужно:
- снизить безапелляционность требований;
- ярче выражать доброжелательность ко всем детям;
- увеличить число позитивных оценок;
- поощрять успехи в познании и доброжелательное отношение детей друг к другу;
- индивидуализировать общение;
- аргументировать требования;
- не давать ярлыков.
В повседневной жизни:
- направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения;
- формировать чувство общности, группы («секретные совещания», постановка детей в ситуацию зависимости друг от друга);
- снизить соревновательное начало;
- минимизировать предметность общения;
- учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами (предупреждение распространения бранных слов в детском лексиконе).
Список используемой литературы:
1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
2. Возрастная и педагогическая психология. // М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др. ; Под. ред. Гамезо М. В. и др. – М., 1984.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
4. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
5. Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в №5 – 77.
6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.
8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М., 1996.
9. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Изд. 5-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.