Людмила Елисеева
Консультация «Роль кружка «Умелые ручки» в формировании и развитии социально-нравственных качеств ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация Роль кружка «Умелые ручки» в формировании и развитии социально – нравственных качеств ребенка.
Публикация «Консультация „Роль кружка „Умелые ручки“ в формировании и развитии социально-нравственных качеств ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остаётся воспитание здорового, всесторонне развитого высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) - одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. Важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых важное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а, значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Для развития творческих способностей детей в своей работе особое внимание уделяю художественному труду. Уже несколько лет являюсь руководителем кружка «Умелые ручки». B.C. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т. е. раскрывается личность ребёнка. Деятельность кружка рассчитана на 2 года (вторая младшая и средняя группы). Эта форма организации наиболее полно способствует развитию субъектной позиции ребёнка в художественной деятельности, помогает объединить детей и педагога, увлечённых общим интересом.
Программа кружка «Умелые ручки» включает три раздела художественного труда:
Работа с бумагой (аппликация и бумагопластика).
Данный вид деятельности даёт ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превращая его в облака, снег, животных и т. п., постичь его свойства и структуру. Создавая различные композиции, дети учатся соблюдать цветовую гамму, у них появляется стремление к созиданию, гармонии, желание творить прекрасное.
Занятия с пластилином позволяют воспитывать художественный вкус, формировать навыки лепки, учат основам композиции, развивают воображение, способствуют развитию мелкой моторики.
Поделки из солёного теста.
Этот вид художественного труда даёт возможность познакомить детей с новым материалом, обогащает представления детей об окружающем мире, развивает творческую инициативу. У детей формируются трудовые навыки, умение организовать своё рабочее место, самостоятельность. Цели и задачи кружка :
-Развивать у детей интерес к различным видам художественного труда. -Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
-Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение клеить, лепить, делать поделки, побуждать к сочинению сказок и рассказов о них.
-Развивать самостоятельность, активность.
-Воспитывать трудолюбие, развивать навыки коллективной работы. -Учить проявлять дружелюбие, оказывать помощь друг другу. -Развивать мелкую моторику.
-Воспитывать желание выполнять начатую работу до конца
Для реализации поставленных задач нужно создать положительную мотивацию труда.
Тематика занятий должна быть близка детям: объекты живой и неживой природы («Грибок», «Ёлочка», «Весна», персонажи сказок («Золотая рыбка», любимые игрушки («Котик», «Кораблик»).
Занятия кружка строятся по принципу «от простого к сложному», что даёт возможность ребёнку постепенно знакомиться с понятиями «форма», «размер», «цвет».
В младшем возрасте начинаю работу в кружке со знакомства детей со свойствами бумаги. Сначала выполняем работы в форме аппликации. Учу детей составлять различные композиции из отдельных частей-заготовок, которые вырезаю сама из цветной бумаги. Когда дети усвоят приёмы аппликации, знакомлю их с новыми видами работы с бумагой (бумагопластикой). Дети учатся делать из бумаги воздушные петли, бумажные комочки. Из воздушных петель получаются цветы, птицы, деревья, новогодние игрушки.
В работе с пластилином выявляю у детей имеющиеся навыки, закрепляю их на занятиях кружка. Дети осваивают следующий приём - заполнение пластилином несложного рисунка на картоне, учатся соблюдать цветовую гамму, различать оттенки цветов (розовый, голубой). Потом обучаю детей раскатыванию пластилина в тонкий жгут. Сначала выполняем более простую работу («Весёлые человечки», а в средней группе жгут уже сворачиваем в круг, листик, шарик и т. д. Это более сложный вариант.
Тема занятий может повторяться, но меняется материал, из которого выполняется поделка. Например, работу «Грибок» можно изобразить в форме аппликации, нанесением пластилина на контур рисунка, покрытием силуэта бумажными комочками. Смена используемого материала способствует развитию интереса у детей к занятиям кружка.
На занятии, посвящённом знакомству с солёным тестом, рассказываю детям о том, как мука появляется в магазине, о важности труда людей, которые выращивают хлеб, о бережном отношении к хлебу. Потом вместе с детьми готовим тесто. Дети берут в руки кусочки теста и пытаются рассказать о его свойствах.
На следующих занятиях малыши с удовольствием лепят из теста пирожки, бублики. Дети средней группы лепят тортики, пироги, украшая их дополнительными деталями, потом раскрашивают и используют для игры «Магазин».
Создавая поделки своими руками, видя результат творческой работы, дети испытывают положительные эмоции. Работы детей используем в украшении интерьера группы. Дети с удовольствием дарят их родным и друзьям.
Итогом деятельности кружка стала организация выставки детских работ в группе. Родители вместе с детьми ежегодно принимают активное участие в изготовлении новогодних украшений для группы.
В процессе творческой деятельности у детей появляется согласованность в работе глаз и рук, совершенствуются координация движений, гибкость, точность в выполнении действий. Наблюдается стремление доводить начатое дело до конца, желание оказывать друг другу помощь. Проявляется заинтересованность результатом общего дела. Всё это очень важно для успешного обучения в школе.