Елена Иванова
Консультация «Роль русской национальной куклы в воспитании ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль русской национальной куклы
«Кто в детстве в куклы не играл,
Тот счастья не видал».
(народная мудрость)
Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы, а потому, по дошедшим до наших дней образцам, можно проследить за историей всех цивилизаций. Отдаленное подобие современных кукол находили в гробницах времен Древнего Египта и Вавилона.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях патриотизм, нравственность и гражданскую позицию. Нам усиленно насаждается прозападная культура, наши дети играют в Барби и Братс. Мы начинаем забывать свои корни, истоки, свои праздники. Первые уроки добра и красоты, знакомства с национальной культурой, национальными традициями связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основное слагаемое успеха. Детей знакомят с изобразительным искусством, народным творчеством, его видами и жанрами, учат анализировать произведения прикладного искусства и высказывать оценочные суждения о них.
Работа с тканью и нитками, как вид конструирования, занимает особое положение в системе обучения изобразительному искусству, так как народное творчество - структурная основа любого декоративного изображения: скульптурного, прикладного назначения. Декоративно-прикладное искусство, его традиции и особые средства художественной выразительности - как средство познания и изучения действительности, расширяют, прежде всего, знания о культуре своего народа, его традициях, обычаях, особой роли в мировой культуре. Ребёнок – дошкольник учится познавать истоки своего национального искусства, учится уважать и любить народное творчество.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль :
- она была участницей многих праздников и обрядов;
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа.
В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает. т. е. осваивает различные социальные роли.
- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию.