Потапова Галина Яковлевна
Роль русских народных игр в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является неотъемлемой частью детства любого ребенка. Общаясь и играя, дети получают огромное удовольствие. Но современный мир оставляет отпечаток даже на детских играх, и сегодня дети больше общаются в виртуальном пространстве. Многие проводят все свое свободное время, играя на компьютере или телефоне[3, с. 16].
Эта проблема становится все более обширной и серьезной в современном обществе.
Публикация «Роль русских народных игр в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русские народные игры
- Темочки
Так же, обращая внимание, что порой в свободное время и на прогулках дети не знаю, чем себя занять. Известные игры зачастую надоедают, и дети обращаются за советом к взрослым. В один из таких моментов я решила познакомить их с русскими народными играми из прошлого, играми бабушек и дедушек, в которые они играли все свободное время, ведь компьютеров и телефонов не было в их юности.
Такие игры являются важным подспорьем для воспитания у детей морально-нравственных качеств и патриотических чувств. В них, как в настоящем кладе, хранятся устои наших предков, их быт и представления о жизни в целом, лучшие качества, воспеваемые на протяжении веков – ловкость, смелость, честь, находчивость и стремление к своей цели через все препятствия. В народных играх заложено не только двигательное воспитание, но и духовное обогащение. Они учат детей гармоничному сосуществованию с окружающим миром и в социальной среде. Так же у детей зарождается интерес к народной культуре, что является фундаментом для развития патриотических чувств[1, с. 48].
Игры отлично развивают коммуникативные навыки детей, помогают неуверенным в себе втянуться и забыть о своих страхах, привносят эмоциональное раскрепощение и гармонию в общение. Немаловажная особенность игр – необходимость работать в команде, проявлять фантазию, а порой и побороться за статус победителя, что разжигает в детях больший интерес и азарт, и дети больше стараются в преодолении игровых ситуаций.
Детские подвижные игры – это не только забава и развлечение, а еще и формирование патриотического воспитания.
Работу по патриотическому воспитанию я вношу во все виды деятельности: познавательную, художественно — эстетическую, речевую и игровую.
Патриотическое воспитание детей в современном обществе предполагает прививание юному поколению интереса к истории и культуре своего народа, любви к Родине, большой и малой.
В настоящее время происходит смещение и переосмысление ценностей, не исключая и патриотическое воспитание. Меняется его роль и место в социальной среде, что впоследствии, может плохо сказаться на моральной составляющей подрастающего поколения.
Мы знаем, что ведущим видом деятельности в ДОУ является игровая деятельность, посредством которой, ежедневно педагог с детьми закрепляет все полученные знания в ходе образовательной деятельности. Для закрепления и формирования патриотических чувств у детей подходят абсолютно любые игры: сюжетно — ролевые, дидактические, настольно — печатные, пальчиковые, хороводные, подвижные, важно лишь их содержание.
Народные игры бережно хранят в себе все самое лучшее и светлое, привнесенное в них за многие поколения. Игры – это детство, а народные игры – это детство наших мам и пап, бабушек и дедушек. В народных играх отражались черты быта прошлых поколений: «Кошки мышки», «Сова», «Подуй на хвостик», «Поймай», «Ветерок», «Горячая картошка» - все они содержат в себе отражение ежедневной действительности наших предков. Например, если с охоты приносили лису или зайца, то хвостик становился игрушкой для ребенка, так и появлялись игры.
Объясняя правила игр детям, детям рассказывается о том, что все игры пришли из далекого прошлого наших предков и содержат в себе лучшие традиции культуры.
С детьми мы играли во множество различных игр, но самыми любимыми стали «Колечко», «Гуси — гуси», «Гори, гори ясно», «Кошки мышки», «Рыболов» и «Жмурки».
Народные игры очень разнообразны по тематике и направленности, что позволяет использовать их в различных сферах воспитательной работы. В них много шуток и юмора, но так же они содержат огромный смысловой подтекст. Игры развивают нравственные и физические качества, пробуждают интерес к народной культуре, оказывают большое влияние на воспитание воли и характера, а так же дают понять, что значение и цену имеет не любое достижение, а лишь то, которое социально грамотно и гармонично вписывается в жизнь детского общества [2, с. 17].
Благодаря народным играм в сознании детей прорастают росточки патриотических чувств : интерес и уважение к традициям прошлых поколений, гордости за свой народ и страну, любовь к своей Родине. Расширяются знания детей о культуре страны, что рождает понимание ее уникальности и неповторимости.
Делая вывод на основе сказанного, мы можем с уверенностью утверждать, что народные игры – настоящая сокровищница, хранящая в себе культурные традиции, обычаи и устои наших предков. Это неотъемлемая часть народной мудрости, которая, грамотно направляя активность детей в нужное русло, позволяет обеспечить гармоничное и всестороннее развитие личности. Крепкий и доступный ребенку фундамент нравственных качеств позволяет в дальнейшем выстроить активную, добрую, искреннюю, верную и смелую личность, уважающую людей и любящую свою страну – настоящего патриота.
Список литературы
1. Бочарова А. Г., Горева Т. М. «500 замечательных игр для детей» - М. : ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1999г.
2. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина Детские народные подвижные игры : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение; Владос, 1995.
3. М. Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986.