Рая Бабаева
Роль предметно-развивающей среды в применении модели развивающего воспитания и обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от педагогов создания в группе соответствующей предметно-развивающей среды и реализации на ее основе личностно-риентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.
Публикация «Роль предметно-развивающей среды в применении модели развивающего воспитания и обучения дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Селестен Френе считал, что благодаря развивающей среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
В своей группе детям мы предоставляем возможность не только действовать самостоятельно (творить, фантазировать, экспериментировать, находиться в поиске необыкновенного в обыкновенном, изучать и познавать и окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого дня, разнообразия деятельности.
При создании предметно-развивающей среды мы учитывали, что ее прогрессивное воздействие на личность ребенка заключается в востребовании детского опыта, в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточится на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние.
Свою развивающую среду обогатили элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, ручной труд, рисование, театрально- игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность
Центр “Мы познаем мир”. Технические устройства, развивающие игры, глобус, схемы, картинки, модель аквариума, альбомы, макеты, пирамида четырех экосистем. Предметы для опытно-поисковой работы-магниты, лупы, микроскопы, весы, пинцеты, мензурки, пружинки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Центр “Сенсорного развития”. Оборудован привлекательными и яркими предметами : вкладыши-формы, головоломки, наборы картинок для группировки, шкатулка с разнообразными бусинками, “Ящик ощущений”, “Маска обоняния”.
Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз. Необходимыми в оборудовании детей старшей группы являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, о жизни людей разных национальностей.
Центр речевого развития. Оборудован библиотекой. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книгу. Этот центр очень интересен своим предметным насыщением. Много различных схем с пальчиковыми играми, маска для тренировки мышц языка, губки, прищепки для массажа кистей рук, разнообразие игры на поддувание.
Для сочинения историй и творческого рассказывания в этом центре бытуют предметные и сюжетные картинки, самодельные книжки- малышки, карусель сказочных персонажей, коллекция волшебного транспорта и др.
Центр детского творчества. Позволяет детям проявлять активность в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной. Здесь детям доступны все материалы, которые позволяют изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, в художественном конструировании.
Кроме традиционных способов рисования дети используют нетрадиционное рисование: ладошкой, пальчиком, оттиски предметов, кляксографию. Дети с удовольствием творят на доске творчества, на доске художественного конструирования, рисуют на ленточном столе, на рулоне бумаги, на мольберте.
Любимым местом в центре детского творчества, особенно для девочек, является костюмерная с множеством костюмов для ряжений (шляпки, сумочки, зонты, украшения, маски) и полочки с музыкальными инструментами. Много музыкальных инструментов сделано воспитателями и родителями своими руками (трещетки, маракасы, барабаны и др.)
Рациональное размещение физкультурного оборудования в центре создает благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей.
Этот центр имеет богатое предметное насыщение : флажки, дуги, кегли, обручи, мячи, ветряки, набивные валики, массажные коврики. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды группы вызывает у дошкольников положительные эмоции.
В группе бытует центр “ПДД”. В этом центре особо привлекает детей “макет улицы”. Они расставляют дорожные знаки, выстраивают транспорт и манипулируют пешеходами, закрепляя таким образом правила дорожного движения.
Важное значение в нашей группе имеет Центр сюжетно- ролевой игры. В этом центре множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, основы развертывания разнообразных сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.
Важно, чтобы в насыщении предметно-развивающей среды входило большое количество “подручных” материалов (баночек, коробочек, ленточек, колес, телефонов, пружинок и т. д.).
В создании предметно-развивающей среды мы организовали деятельность детей на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности и психологической защищенности. Мотивируем детей к посильному участию в изменении предметно-развивающей среды.
Таким образом, наша предметно-развивающая среда в группе способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментирования. Дает возможность воспитателю осуществлять личностно-ориентированный подход, а также способствует раскрытию творческого потенциала педагогов детей.