Владимир Папин
Роль музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль музыкального фольклора в духовно-нравственном
Нравственные чувства возникают в результате длительного целенаправленного воспитания детей, начиная с раннего возраста. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Заложить нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям общества, учить детей правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Сознание формируется с помощью погружения ребенка в традиции, его историю, обычаи, культуру своей Родины. Современным детям необходимо знать свои корни, истоки. Именно это знание помогает им состояться как личности.
Публикация «Роль музыкального фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались прекрасными мастерами и знатоками фольклора. С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с раннего возраста. Знакомство начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять», «убаюкивать» означает не только «говорить», «уговаривать», но и «заговаривать». Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки.
Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки мы используем во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.
В более старшем возрасте мы знакомим детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина.
Русские народные игры, музыкальные игры ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Невозможно переоценить значение русской народной сказки в воспитании дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки они получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость и др. Воспитательная ценность сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине. Сказка не даёт прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными и трудолюбивыми, «Гуси – лебеди» учат слушать родителей, страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
Важным приёмом является одобрение положительных примеров поведения и неодобрения отрицательных. Тут большая роль отводится музыкальным театрам. Театр берёт на себя роль упражнений, наглядного показа образцов поведения в различных ситуациях. Это один из многих видов деятельности, которым увлечены все дети.
В прошлом году в нашем Детском саду был поставлен музыкальный театр «Кошкин дом», где использовалась фольклорная театрализация, фольклорные песни, народные танцы и хороводы.
В своём высказывании Л. Н. Толстой писал: «Русский народ создал изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанная с трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Знакомя детей с устным народным творчеством, мы ставим перед собой следующие задачи:
- сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;
- воспитывать у детей чувства милосердия, доброты, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;
- развивать любовь к истокам русской народной культуры, интереса к устному народному творчеству.
Невозможно переоценить роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Дети, приобщаясь к лучшим образцам народных произведений, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
В нашем детском саду проводится большая работа по воспитанию духовно – нравственных качеств у ребят, но нет сомнения в том, что основы духовной нравственности у детей раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции в семье, какое место в семье занимает ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.
Первой ступенью в развитии духовной нравственности у детей является преемственность детского сада и семьи. Ведущим принципом в работе нашего ДОУ по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.
Проводятся фольклорные праздники «Осенины», «Масленица», «Посиделки», «Колядки», где используем детский фольклор – песни, русские народные сказки, потешки, пестушки и т. д. Привлекаем родителей к разучиванию фольклорных песен, изготовлению фольклорной бутафории для музыкальных спектаклей - «Кошкин дом»
Вся проделанная нами работа дала понять, что у детей формируются гуманные отношения к окружающим людям, к своей семье, природе, своим сверстникам. Фольклор позволяет решать развивающие и познавательные задачи, служит эффективным средством литературного и духовно-нравственного развития. Работу по духовно-нравственному воспитанию мы будем продолжать, используя новые интересные методы и приемы.
В сентябре 2015 года на базе нашего детского сада образовался детский, а так же взрослый фольклорный ансамбль «Ладо». В прошлом и в этом году ансамбль принимал активное участие в конкурсах, в различных мероприятиях. За год своего существования ансамбль стал лауреатом II и III степени во всероссийском конкурсе «Чудо-Песенка», завоевал Диплом I степени во всероссийском конкурсе «Домисолька», Диплом III степени во всероссийском конкурсе «Педагогический триумф», Диплом II степени в (Лауреат) во всероссийском конкурсе педагогов «Bravo cantante», принимали участие в торжественной церемонии награждения победителей и призёров муниципального интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Умничка» - 2016.
На базе МБДОУ был реализован проект «Традиции полиэтнической России вне времени» в номинации «Связь времён», где была освящена работа фольклорного ансамбля Ладо», и именно в этой работе было раскрыта тема как фольклор влияет на отношение к друг другу, даже фольклор разных культур. Дети становятся дружнее, терпимее.
Интерес к детскому музыкальному фольклору, и фольклору в целом, возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо. Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни. Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.
Список литературы
1.“Сердце отдаю детям”, Сухомлинский В. А., издательство “Радяньска школа”, 1974.
2.“Русский детский фольклор”, М. Н. Мельников, “Рус. яз. и лит. ” - М. : Просвещение, 1987.
3.“Народная культура и традиции” Косарева В. Н., Волгоград, издательство “Учитель”, 2011.
4.“Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду” под ред. Ветлугиной Н. А., Казаковой Т. Г., М., 1989.
5.“Психологические вопросы художественного воспитания” №11, - “Известия АПН РСФСР”, 1947.