Папки-передвижки

«Роль мелкой моторики в творческом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Ольга Дерина
«Роль мелкой моторики в творческом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Маленький ребенок.

Как он познает мир? Каждый из нас когда-то был маленьким и уже наверно забыл, как хотелось познавать мир через окружение. Как хотелось потрогать все новое и особенно кем-то запретное.

Ребенок видит предмет, берет, он внимательно его изучает, трогает ручками. Потому что, пока формируется речь, восприятия мира идет через ощущение руки.

Для развития памяти, внимания мышления и речи необходимо развитие мелкой моторики.

Мария Монтессори – детский психолог создала школу для детей, филиалы которой существуют по всему миру. Она разработала программу развития мелкой моторики рук. Так как тактильные ощущения связаны напрямую с мыслительными и эмоциональными процессами. Развитию мелкой моторики способствуют игры, созданные по принципам методики Марии Монтессори.

Российский физиолог В. М. Вехтерев, в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь.

Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – одна из главных задач, стоящих перед нами, уважаемые коллеги!

Почему же так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас такое большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук у дошкольников? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в обувь у детей в большинстве случаев на липучках и ребенку нет необходимости учиться завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов в своей работе мы используем следующие виды деятельности:

• пальчиковая гимнастика;

• рисование;

• лепка;

• аппликация;

• пальчиковый театр;

• специальные игры для развития мелкой моторики рук (различного вида мозаика и т. д.)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры", которой мы уделяем не маловажное значение в своей группе. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Наши воспитанники осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Мы всегда помним, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает ребенок, тем чувствительнее подушечки пальцев. Для этого часто, в свободное от занятий время, предлагаем заняться изобразительной деятельностью по самостоятельному выбору детей (рисование, лепка, аппликация).

Рисование открывает безграничные возможности для развития ребенка. Прежде всего, это формирование эстетического вкуса, развитие мелкой моторики и, конечно же, воображения.

Лепка из пластилина также является неотъемлемой частью развития мелкой моторики рук, так как дает огромный спектр ощущений в процесс создания поделки, а так же формирует цветовые и эстетические представления ребенка об окружающем мире.

При создании работ на занятиях аппликацией, мы во второй младшей группе, уделяем большое внимания развитию творческих способностей детей, мелкой моторики рук, восприятию формы и цвета.

В перерывах на занятиях по изобразительной деятельности обязательно проводим упражнения на расслабления, так как напряженные мышцы "непослушны", плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагаем сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагаем их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом, не забывая, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении ("как кисель").

Чтобы занятия проходили весело и интересно, мы используем специальные игровые пособия, например,

предлагаем детям поиграть в сказку с помощью кукол-перчаток (пальчиковый театр). Такие игры развивают и мелкую моторику рук, и фантазию, и речь ребенка.

Так же у нас в группе имеется разноцветная мозаика, как крупная (напольная) так и мелкая (настольная, которая заинтересует даже самого непоседливого ребенка. Эти занятие не только разовьют мелкую моторику, но и познакомят детей с новыми необычными материалами для творчества.

Все дети любит конструировать и строить, мы на занятиях по конструированию и в свободной деятельности детей предлагаем им создать постройку или пирамидку, не простую, а из деталей разной формы и размеров. Здесь необходимо подумать и расположить элементы так, чтобы пирамидка не упала. Нравятся детям и занятия с конструкторами, такими как конструктор лего и строительный конструктор. Это является отличным упражнением для развития глазомера, мелкой моторики рук и мышления!

Так же, в последние время, появилась много различных игр и пособий по развитию мелкой моторики рук, которые мы бы хотели освоить и внедрить в педагогический процесс в нашей группе. Например, занятия, связанные с наклеиванием мелких деталей и созданием коллажей из геометрических фигур или элементов сюжетной картинки (книжки с наклейками, игры с пособиями-лабиринтами, в которых различные детали, необходимо провести по хитро изогнутой проволоке.

Подводя итог, необходимо отметить, что мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, «на кончиках детских пальчиков находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребенка в школу обязательно проверяется уровень развития мелкой моторики. Ведь овладеть письмом ребенок сможет, только если его пальчики хорошо слушаются и могут выполнять тонкие точные движения.

Развитием мелкой моторики ребенка необходимо заниматься с раннего детства и продолжать на протяжении всего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики «Кто, что ест» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию мелкой моторики «Кто, что ест» для детей младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Речь человека является одним из основных способов общения между людьми, именно поэтому развитие речи детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Роль мелкой моторики в творческом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 02:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Роль мелкой моторики в творческом развитии детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД