Алексеева Юлия
Роль куклотерапии в развитии детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей раннего возраста. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.
В своей работе использую элементы метода куклотерапии, реализуя три основных и важных составляющих: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Темочки:
Какую роль играет метод куклотерапии в работе с детьми раннего возраста?
Во-первых, помогает установить эмоциональный контакт с малышами, особенно в период адаптации, во-вторых, снять эмоциональное напряжение у детей, в-третьих, способствует развитию психических процессов и, в-четвертых, обогащает информацией воспитанников об окружающем мире.
На практике применяю разнообразные виды кукол, такие, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные, как в рамках организованной образованной деятельности, так и в совместной деятельности и в индивидуальной работе.
Наибольшей популярностью в моей группе пользуются перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослабляют нервное напряжение у детей. Кукла на моей руке, является для ребенка собеседником, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает малыша к активным речевым действиям.
С помощью куклы – бибабо варьирую требования к речи и поведения детей в рамках организованной образовательной деятельности, например, если ребенок не может начать фразу, предлагаю произнести ее вместе с куклой – бибабо.
При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление, одевание использую куклы бибабо и мягкие игрушки (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т. п.). Куклы помогают мне не только привлечь внимание детей, но и воспитывать культуру поведения, формировать гигиенические навыки. Например, «Дети, к нам в гости пришел зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем».
Для малышей показываю простые спектакли, например, «История одной обезьянки», где единственным действующим персонажем была кукла «бибабо» – мартышка, с которой что-то происходит и она, от избытка чувств, поет и танцует, разговаривает, радуется и грустит. От такого представления не отказался не один ребенок!
Дети воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыши обучают ее хорошим манерам и кормят кашей.
Разыгрываю маленькие сценки между двумя игрушками: Мишкой и Куклой, например. Кукла с Мишкой могут танцевать, прыгать, играть в прятки, догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. Малыши не замечают моих рук, они видят историю, которая перед ними разыгрывается и сопереживают.
Использование в совместной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста пальчикового и настольного театров для разыгрывания простых, понятных детям произведений, способствует глубокому восприятию детьми их содержания, способствует развитию речи малышей.
Особое место в моей работе занимают куклы. Стараюсь «оживить» куклу в глазах малыша. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например, Кукла хочет спать. Оля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом, раздеваем куклу, укладываем в кроватку, поем колыбельную песенку.
Кукла хочет есть. Оля просит кушать. Вместе с ребенком накрываю на стол, и кормим куклу игрушечной ложечкой. За едой Оля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела себя так, чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» и др.
Не все малыши легко контактируют со сверстниками и со взрослыми. Некоторые из них имеют задержку психоречевого развития, что приводит к значительно сниженной познавательной активности и моторной неловкости. Отсюда возникают трудности в общении. И для успешного взаимодействия с такими детьми в нашей группе стала кукла Антошка. Когда ребенок впервые приходит к нам, встречаю его с куклой. Начинаю общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Антошка. Я каждый день прихожу сюда и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Не волнуйся! Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем». С помощью куклы привлекаю внимание ребенка. Ему становится интересно. Далее все зависит от умения взрослого поддержать этот интерес с помощью развивающих игрушек, дидактических игр, пособий.
Помимо привыкания к новой обстановке, кукла помогает малышам приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку (покачать куклу, пожалеть). Малыши вместе с куклой учатся танцевать, выполнять различные физические упражнения. Дети с большим удовольствием выполняют наши задания от имени куклы и для нее. Таким образом, у них развиваются пространственные представления.
А для коррекции поведения разработала серию мини-этюдов «Настюшины капризы» с похожими проблемами, которые разыгрываем их со всеми детьми от лица куклы или персонажа. А помогают в инсценировках набивные тканевые куклы, которые изготовили своими руками.
Целью данных этюдов является посредством куклы скорректировать поведение ребенка, сформировать у него умение налаживать взаимоотношения со сверстниками. Вначале главный персонаж, кукла Настюша, имеет отрицательные черты характера (отнимает игрушки, обижает других). По ходу инсценировки поведение девочки меняется. А помогает ей в этом герой знакомой сказки – Колобок. Он помогает разобраться, в чем же девочка была не права и напоминает, что нужно спрашивать разрешения, если берешь чужое и просить прощения, если кого-то обидел. В итоге девочка осознает свои ошибки и приобретает новых друзей. Здесь дети усваивают, как нужно вести себя в среде сверстников.
Кукла Настюша помогает решать и такую проблему, особенно при адаптации ребёнка к новым условиям, как плохой аппетит. С помощью таких этюдов как: «Каша-вырастайка», «Волшебный суп» и др., у детей формируется понятие о пользе еды.
Ещё одной педагогической находкой в моей работе является участие малышей в процессе изготовления кукол. При поступлении в группу ребенок совместно с нами изготавливает куклу-оберег. Это кукла из ткани в виде младенца. Ребенок сам выбирает цвет ткани. Готовой кукле дети дают имя. Ее можно пожалеть, покачать, надеть на палец и пообщаться с окружающими от лица своей куклы. Она участвует с ребенком во всех режимных моментах. Во время данной работы дети становятся спокойными и уравновешенными. У них развивается произвольность психических процессов, формируется концентрация внимания, усидчивость, развивается воображение, мелкая моторика. Целью изготовления данной куклы является безболезненная адаптация ребенка к новым условиям и незнакомой обстановке.
Таким образом, использование кукол в совместной игровой деятельности, в индивидуальной работе с детьми помогает мне корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, укреплять связь ребёнок – воспитатель.
При использовании куклотерапии в группе раннего дошкольного возраста, у моих малышей значительно уменьшилась эмоциональная напряженность, увеличился темп развития коммуникативных и социальных навыков, пространственной ориентации.