Елена Диденко
Роль концертмейстера-пианиста на занятиях хореографией
▼ Скачать + Заказать документы
Роль концертмейстера-пианиста на занятиях хореографией
Уважаемые коллеги, в своей статье мне хочется поделиться с вами опытом работы в образцовом хореографическом ансамбле «Радость», где я работаю концертмейстером с детьми в разных возрастных группах.
Танец и музыка тесно взаимосвязаны.
Публикация «Роль концертмейстера-пианиста на занятиях хореографией» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2021
Естественно, занятия хореографией проводят два педагога – хореограф и концертмейстер. Именно благодаря нашему сотрудничеству и взаимопониманию дети получают и физическое и музыкальное развитие. Бесспорно, замечательно, когда в классе звучит «живая» музыка. В моём случае, это подтверждается мнением и ребят и их родителей.
Насколько правильно и выразительно пианист исполняет аккомпанемент, доносит содержание музыки до детей, зависит успех его работы с ними.
Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Урок хореографии должен быть музыкально оформлен так, чтобы прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Концертмейстер должен понимать, что именно в эти моменты у детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки, таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров музыку, созданную великими композиторами–хореографами. Следуя этим правилам, на своих занятиях я использую пособия Н. Раевской «Классический танец», И. Лосевой, Л. Кобяковой «Мир танца», в которых представлены фрагменты произведений М. И. Глинки, П. Чайковского, А. Глазунова, Р. Глиэра, В. Гаврилина и др.
Содержание звучащей и подобранной концертмейстером музыки должно соответствовать движениям по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений. Изучая статьи других специалистов по этой теме, полностью соглашусь с ними в том, что
работая с детьми разного возраста музыкант-концертмейстер должен способствовать осуществлению следующих задач музыкального воспитания в процессе обучения хореографии :
• Развитию музыкального восприятия метроритма;
• Ритмичному исполнению движений под музыку, умению воспринимать их в единстве;
• Умению согласовывать характер движения с характером музыки;
• Развитию воображения, художественно-творческих способностей;
• Повышению интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;
• Расширению музыкального кругозора детей.
В обязанности концертмейстера хореографических классов входит :
• Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;
• Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;
• Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
• Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.
Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф. Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.
Есть и ещё один немаловажный нюанс в работе концертмейстера хореографического ансамбля. И педагог-хореограф и педагог-музыкант, являются ярким примером подражания для своих воспитанников. Важно обращать внимание на свой внешний вид, манеру общения с детьми, иногда умение тактично разрешить спорную ситуацию между ними. Самое главное, чтобы дети чувствовали, что вы уважаете их и любите свою профессию.
ЛИТЕРАТУРА. Н. Ревская "Классический танец",И. Лосева Л. Кобякова "Мир танца".