Елена Чеснокова
Роль интеллектуальных и логических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль интеллектуальных и логических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста».
«Без игры нет и не может быть
Полноценного умственного
развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая
Публикация «Роль интеллектуальных и логических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский.
Групповой, краткосрочный.
Актуальность проблемы:
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике. Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.
Я считаю, что интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.
Интеллект - это способность человеческого мозга к осуществлению процесса познания. Интеллект необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста. Именно математика формирует уровень интеллектуальных способностей ребенка, таких как пытливость и глубина ума, его гибкость и логичность. Это особенно важно, так как от этих качеств во многом будет зависеть успешность дальнейшего обучения после поступления в школу.
Как правило, дети, поступающие в первый класс, умеют считать, читать, и казалось бы, они полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.
Объект исследования – интеллектуальные и познавательные игры.
Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников.
Цель:
-создание условий для активизации мыслительной деятельности в развивающих математических играх детей старшего дошкольного возраста;
- способствовать развитию у детей высокой познавательной активности;
- развивать самостоятельность при выборе игры, проявлять инициативу в деятельности и в общении;
- развивать способность уважать других, соблюдать правила игры;
- подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
- поддержать систему непрерывного образования.
Задачи:
Образовательные
Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
Учить способам практической деятельности в области математики.
Сформировать в играх интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Решение задач в ходе работы с детьми было направлено на то, чтобы в занимательной форме достичь успехов в развитии ребенка, т. е. научить сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, иными словами самостоятельно мыслить через игры.
Развивающие
Развивать логико-математические представления и умения у детей дошкольного возраста;
Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
Развивать творческие способности детей.
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Воспитательные
Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Обогатить и разнообразить предметно-развивающую среду по математическому развитию дошкольников;
- повысить педагогическую компетентность родителей в логико-математическом развитии детей;
- формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Ожидаемый результат:
- у детей вырабатывается интерес к самому процессу познания математики и показателем успешной реализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
- воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
- самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
- стремятся к достижению поставленной цели;
- смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников через интеллектуальные и познавательные игры в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.
Формы реализации:
- обучение играм в свободной деятельности;
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- досуг с родителями;
- коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
- свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
- самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
- индивидуально-творческая деятельность,
- творческая деятельность в малой подгруппе( 3-6 детей,
Методы и приемы:
- практические (игровые) ;
-экспериментирование;
- моделирование;
- конструирование.
- сюжетно – ролевая игра;
- игра – драматизация
Материал :
Особую роль отвожу дидактическим средствам. Ведь для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре стараюсь воздействовать на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный характер.
Через игры со счетными палочками я закрепляю представления детей о геометрических формах. Предлагаю различные головоломки. Например: составить два равных треугольника из пяти палочек; составить два равных квадрата из семи палочек. Далее характер задач усложняется. Такие задания способствуют развитию у детей мышления, внимания, сообразительности, усидчивости. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям.
Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая загадки математического содержания – дети радуются правильным ответам. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс, решая который дети совершают мыслительные операции.
Предлагаю детям поиграть в игры – головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу («Танграмм», «Колумбово яйцо»). В результате у детей развивается память, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Игра «Сосчитай не ошибись!» помогла детям в усвоении порядка следования чисел натурального ряда, в упражнении в прямом и обратном счете.
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» способствовали закреплению у детей умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Игры «Лабиринт», «Отгадай, кто где стоит», «Логические диктанты» способствовали формированию у детей пространственных представлений. Дети оперируют такими понятиями как «справа», «слева», «вверху», «внизу», «в центре».
Дети с удовольствием играю в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Учу детей обдумывать свой ход, соблюдать правила игры.
- Дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера.
(Пифагор, Танграм и т. д.).
- Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей : игры головоломки, задачи-шутки, ребусы.
Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
- Игры Воскобовича
- Блоки Дьенеша
- Палочки Кюизинера
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
- участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, развлечения);
- создание обогащенной развивающей среды в группе;
- проведение бесед;
- создание игровых ситуаций;
- проведение интеллектуальных игр.
Условия инновационной работы:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса;
- новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;
- большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;
- необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
Игры способствующие развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепляют знания цветового спектра.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют :
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать речь.
Палочки Кюизенера
С помощью палочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Исследовательская деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте.
Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. Именно здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
Возможные последствия реализации проекта:
При создании определённых условий, у детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.
Заключение
Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр. В котором, раскрывается роль педагога на каждом этапе, чётко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Научить родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, дать советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, помочь в освоении новых педагогических знаний и навыков - эти мероприятия важно проводить постоянно и качественно.
Для того, чтобы при общей занятости у воспитателей и родителей нашлось время для взаимодействия, его надо специально организовывать. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование активных и интерактивных форм.
Одной из традиционных форм работы с родителями является совместный досуг родителей и детей, где все принимают активное участие в викторинах, конкурсах, играх. Такие мероприятия влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя.
Еще полтора века назад Д. И. Писарев утверждал, что «математика всегда… остается для детей трудной работой», поэтому одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.
Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Литература:
1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.
6. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
З. А. Михайлова.
9. «Развиваю логику и сообразительность» Ю. Гатанов
10. «Развиваю память» Ю. Гатанов
11. «Развивающие игры для детей». И. Ехевич
12.«Знакомлюсь с математикой» З. А. Серова
Календарный план реализации проекта.
Февраль.
1. Диагностика математических способностей дошкольников.
2. Провести беседы, занятия, привлечь родителей к участию в проекте.
3. Выстроить систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Консультация с родителями «Математика глазами детей, родителей и педагогов».
5. Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта.
6. Информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
7. Создание обогащенной развивающей среды в группе.
Март.
1. Дидактические игры:
«Составь число», «Примеров много ответ один», «Пропущенные числа», «Перевертыш», «геометрическое лото», «подбери по форме», «заполни квадрат», «подбери картинки к цифре», «чем похожи, чем отличаются», «найди отличия», «подбери по форме», и т. д.
2. Настольные игры:
«Кубики знаний», «Что к чему».
3. Развивающие игры :
Игры Воскобовича, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизинера;
4. Использование загадок математического содержания.
5. Игры – головоломки. («Танграмм», «Колумбово яйцо).
6. Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» .
7. Игры «Лабиринт», «Логические диктанты».
8. Игры в шашки.
9. Математический досуг «В дорогу с Винни-Пухом».
Апрель.
1. Привлечь родителей к участию в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН);
2. Создание игровых ситуаций.
3. Проведение интеллектуальных игр.
4. Проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.
5. Определить новые направления в работе с родителями.
6. Составить новые формы работы с детьми.
7. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
8. Проведение итогового занятия по математике «Поможем выручить Буратино».