Приложение МААМ

Роль игры в период адаптации к условиям ДОУ

Мария Ливадняя
Роль игры в период адаптации к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Роль игры в период адаптации к условиям детского сада.

Подготовила: Воспитатель Ливадняя Мария Андреевна

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Публикация «Роль игры в период адаптации к условиям ДОУ» размещена в разделах

Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к совершенно иным условиям. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма ребенка – от молекулярного до психологической регуляции деятельности.

От правильно организованного периода адаптации к детскому саду зависит состояние малыша не только в момент привыкания, но и в дальнейшем.

Именно поэтому одна из основных задач перед воспитателем в адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.

Для формирования чувства уверенности в окружающем  необходимо:

1) знакомство, сближение детей между собой;

2) знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

3) знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

4) знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);

5) знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

Именно игра – основная и специфическая форма детской активности, проявляющейся в потребности собирать сведения о природе и объектах окружающей среды, подражать взрослым и действовать активно и творчески.

Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Проведение игр требует от взрослого знания и четкого выполнения определенных правил. Познакомимся с этими правилами.

Правило 1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. В случае отказа от игры, дайте возможность ребенку посидеть в стороне, понаблюдать за действиями детей и воспитателя. Увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.

Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное

Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа "Неверно, не так" или "Молодец, правильно" в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Самостоятельная деятельность детей в период адаптации включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

В адаптационный период приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движении подвижные игры. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики»и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению новеньких, которых обычно этот прием привлекает, отвлекает от переживаний.

Для овладения ходьбой и другими видами движений во время бодрствования следует побуждать детей к подвижным играм с мячами, тележками, каталками и др.

Чтобы ребенок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные, расслабляющие.

• хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн, перебирание фасоли и др. ;

• затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора "Лего" и др.

• подбираются игрушки-забавы, куклы Бибабо.

Также способствуют развитию и улучшению периода адаптации, специальные игры-занятия. Они могут быть разнообразны по содержанию и направленными не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и на умение общаться как со взрослыми, со сверстниками, получать навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки.

Пример:

Игры-занятия, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем:

«Давайте-познакомимся»

«Лови-лови»

«Кто-кто в домике живет?» (на основе сказки «ТЕРЕМОК»).

«Раздувайся, пузырь» и др.

Игры-занятия, направленные на знакомство детей с группой

• Можно начать с игры-занятия «Познакомим куклу Машу с нашей раздевалкой», так как это первое помещение, куда приходят дети.

«Покажем кукле Маше, где мы моем руки» и тд.

Игры-занятия, направленные на освоение окружающей среды ребенка и его знакомства с персоналом детского сада:

«Найди игрушку»

«Чья вещь»

«Как пройти»

«Степашка заболел»

Игры-занятия, направленные на получение навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков:

«Поможем мишке одеться-раздеться»

«Помоем куклу Машу»

Игры-занятия всегда должны происходить с сюжетно-образными игрушками. Нельзя использовать предметы-заместители или воображаемые предметы в период адаптации, так как у ребенка недостаточен опыт действий с реальными предметами. Игры с образными игрушками включает элементы воображения и протекает в форме решения игровых задач (покормить куклу, уложить мишку спать и тд.). Воспитателю очень важно знать, какими игровыми способами и средствами должны постепенно овладевать дети, чтобы игра совершенствовалась и оказывала развивающий эффект на психику ребенка (прежде всего на развитие мышления, речи, эмоций).

Также всем детям предлагать для игр-занятий только одинаковые предметы, так как даже минимальное отличие игрушек между собой, может вызвать негативные реакции у детей.

Все игры-занятия не должны быть слишком длительными, так как у детей снижена способность к долговременной сосредоточенной умственной работе.

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения в период адаптации.

Публикации по теме:

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду Игры в период адаптации ребенка к детскому саду[/b] Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон;.

Из опыта работы «Игры в работе с детьми в период адаптации»Из опыта работы «Игры в работе с детьми в период адаптации» В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»:.

Как сделать пребывание ребенка в ДОУ более комфортным в период адаптации (советы для родителей). 1. Одевайте удобную одежду. Выбирайте одежду из натуральных материалов: хлопок, вискоза, шерсть. Одежда должна быть.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Паветко Н. Н., музыкальный руководитель МБДОУ.

Психологические особенности адаптации младшего дошкольника к условиям ДОУ Рождение ребёнка является первым значительным испытанием на выносливость в плане адаптации. У новорожденных уже имеются соответствующие.

Роль игры в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в ДОУ Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям.

Презентация «Взаимодействие сотрудников, детей и родителей в период адаптации в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Презентация «Взаимодействие сотрудников, детей и родителей в период адаптации в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Цель работы: Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского.

Занятие с элементами игровой деятельности в период адаптации детей к условиям детского сада «Игры с водой» Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Задачи: - создание положительного эмоционального настроя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в период адаптации к условиям ДОУ
Опубликовано: 28 ноября 2017 в 18:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в период адаптации к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ливадняя (УИ 630163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД