Елена Чайковская
Роль деятельностного подхода в нравственном воспитании дошкольников средствами детской литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной
потребностью на всю жизнь,-
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет «божий»
выползает как будто неизвестно откуда
взявшееся плохое».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Роль деятельностного подхода в нравственном воспитании дошкольников средствами детской литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Процесс общения дошкольника с книгой - это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого «Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней».
Проблема чтения сейчас самая острая в нашем современном обществе. Всем известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. И на сегодняшний день актуальность этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, но формирует идеалы нравственности и воспитанности человека, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
Сегодня перед нами, педагогами дошкольного образования, встает масса вопросов: как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Как воспитать человека нашего общества глубоко нравственного, доброго, сердечного, чуткого и отзывчивого?.
Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература. «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Литература является для детей не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.
При ознакомлении со списком художественной литературы, который предлагает нам базовая программа, мы видим широкий спектр направлений. Здесь есть произведения о природе, окружающей нас жизни, о труде взрослых, о животных и птицах и т. д.
Включая в план занятий то или иное произведение, мы имеем возможность решать не менее двух основных задач: образовательную и воспитательную. Например:
создание игровых ситуаций на основе прочитанных книг и произведений
чтение сказок, рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок с последующим разбором
отгадывание загадок
рассказ воспитателя «Книги – наши друзья, их нужно беречь!»
рассказы детей с демонстрацией своих книг «Моя любимая книга»
беседа - «Какие бывают книги?»
рассматривание различных печатных изданий
просмотр фильмов: «История создания книги», «Самые необычные книги мира»
сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница»
дидактическая игра «Угадай-ка», «Хорошо – плохо»
«передвижная библиотека» в группе
игры: «Закончи сказку», «Измени сюжет произведения», «Сказки и подсказки», «Звук спрятался - найди», «Хвостик спрятался – определи»
участие в постановке сказки «Теремок» на новый лад
День театра
ежемесячные целевые экскурсии «Мы идем в библиотеку», «Вскй семьёй идем в библиотеку»
выставки «Моя любимая книга», «Самые толстые книги», «Книга разных веков»
конкурс чтецов
конкурсы рисунков «Книжки малышки руками детей»
«Книжкина больница» : ремонт книг из своей группы и младшей группы
Но как может пройти эта работа без наших помощников – родителей, с ними мы проводим
анкетирование
родительское собрание «Книга как средство нравственного воспитания дошкольника»
консультации в родительском уголке по темам «Книга это знание, книга это сила!», «Что почитать ребенку?», «Воспитатние нравственности в дошкольном возраст»
создание календаря семейного чтения «С книгой к истокам духовности»
Нужно показать, как любимое дело делает человека счастливым, какое уважение и благодарность вызывает настоящий мастер своего дела – герой труда. Помогут в этом произведения С. Маршака «Ледяной остров», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», И. Винокура «Само летит» и многие другие.
Сила воздействия, воспитательное значение рассказов безграничны. И – самое главное – они пробуждают у детей уверенность, что иначе быть не может. Только так, смело и ответственно, должен поступать каждый человек. Детские книги – необходимые советчики во всем многообразном и сложном процессе воспитания детей.
Каждый воспитатель знает, сколько настойчивости и терпения требуется, чтобы ребенок ел сам, одевался сам. А вот при чтении книги Я. Акимова «Неумейка» такой ребенок видит себя во всей неприглядности. Эти стихи могут подействовать на малыша больше, чем уговоры и наказания. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Это произведения А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А. Гайдара «Сказка о военной тайне», В. Осеевой «Волшебное слово», В. Носова «На горке» и другие.
Дети все разные, у них разные развлечения, интересы, мысли, чувства, желания, жизненный опыт. Но каждый из них, так или иначе, связан с природой. Дети смотрят на деревья, цветы, но это еще не значит, что они понимают их значимость. Их нужно ввести в мир природы, сделать его понятным, интересным, близким, необходимым.
Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое количество сравнений и повторений свойственных речи ребенка.
Русская народная бесхитростная сказка «Репка» переходит из поколения в поколение. Её пересказывают дети и взрослые, показывают в театре. Она привлекает к себе внимание тем, что дед вырастил очень большую репку, а маленькая мышка помогла вытащить её из земли – так понимают сказку малыши. Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания, переживания за судьбы героев. Большое воспитательное влияние оказывают сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки Г. Х. Андерсена и многих других авторов. Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравится маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра. Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку даёт нам, взрослым, возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе».
Таким образом, художественная литература играет важную роль в нравственном воспитании дошкольников. Именно она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет нравственный и интеллектуальный кругозор ребенка. В зависимости от того, какой литературе отдается предпочтение, что выделяется как главное в характере любимых героев, и складываются кирпичики основ духовной нравственности и нравственно-осознанного поведения, ведущие к выработке манер и способов отношения к людям, представлений о добре и зле. Художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни. Для ребенка, в формировании его духовного мира, огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор.