Татьяна Маслова
Родительский клуб как инновационная технология педагогического просвещения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Родительский клуб, как инновационная технология педагогического просвещения родителей».
Воспитатель: Маслова Татьяна Владимировна
Высшая квалификационная категория
Нормативно – правовое обеспечение регламентирующее взаимодействие ДОО с семьей.
В Федеральном Законе «Об образовании Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (статья 44) говорится, что родители являются первыми педагогами.
Публикация «Родительский клуб как инновационная технология педагогического просвещения родителей» размещена в разделах
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействие с родителями в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) становится все более актуальным в связи с изменениями в системе образования и внедрением новых стандартов. ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между образовательными учреждениями и родителями.
Изучив методическую литературу
- Евгении Поляковой, Анастасии Кривцевой «Родительский клуб «Теплые встречи» в детском саду. Организация работы родительского клуба в дошкольном учреждении» 2019.
- «Родительский клуб. Технология организации. ФГОС ДО»-Язынина Т. Б.
Издательство: Учитель 2018
Авторы этих методик обобщили опыт организации и работы родительских клубов в условиях детского сада, описали разные формы организованной образовательной деятельности с детьми и родителями.
Анализ психолого - педагогической литературы по взаимодействию с родителями позволил выявить на ряду с уже используемыми традиционными формами взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей, новые инновационные технологии организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Признание участия родителей в образовательном процессе требует нового от семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность технологии родительский клуб :
1. Обеспечение участия родителей в образовательном процессе: Родители являются ключевыми участниками образовательного процесса и должны быть вовлечены в принятие решений, связанных с образованием их детей.
2. Повышение качества образования: Эффективное взаимодействие с родителями способствует созданию благоприятной атмосферы в детском саду, что, в свою очередь, положительно влияет на эмоциональное состояние и развитие детей.
3. Оказание поддержки и помощи родителям : Взаимодействие с родителями также предоставляет возможность предоставить информацию о различных аспектах дошкольного образования, таких как развитие ребенка, методы обучения, особенности адаптации к детскому саду и т. д.
4. Укрепление партнерства между детским садом и родителями : Регулярное взаимодействие с родителями позволяет укрепить доверительные отношения и создать атмосферу сотрудничества между образовательным учреждением и семьей каждого ребенка.
Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество – это общение "на равных»
Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.
По опыту своей работы я заметила, что не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.
В своей работе могу отметить, что большинство детей в детском саду пребывают 10 – 11 часов, на общение с ребёнком у родителей может остаться 2-3 часа в сутки, а этого недостаточно.
Ежедневно, наблюдая за взаимоотношениями родителей и детей, я заметила, что родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей. Они не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит общения в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.
Общение является одним из важнейших факторов формирования речи в раннем возрасте, поэтому так важно, чтобы ребенок общался с взрослыми не только в детском саду, но и дома со своими родителями.
Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу о необходимости создания родительского клуба для сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста - родительского клуба.
Родительский клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Большинство авторов выделяют противоречия:
1. Противоречие: Родители первоначально воспринимают родительский клуб как место развлечения и анимации. А цель родительского клуба повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям к своему взаимоотношению к детям и детскому саду. А в нашей деятельности привлечь родителей к педагогической деятельности взаимодействию с ребёнком и детским садом, уйдя при этом от скучных шаблонов.
2. Противоречие: Дошкольное образовательное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. В связи с этим и возникает необходимость к налаживанию тесного контакта между детским садом и семьёй.
Цель родительского клуба — создать в группе необходимые условия для развития взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Распространение педагогических знаний среди родителей.
2. Оказание практической помощи в воспитании детей.
3. Привлечение родителей к образовательному процессу.
Программа родительского клуба - имеет практическое значение, так как вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одними из важнейших аспектов организации взаимодействия детского сада и семьи.
Практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует:
- созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье;
- развитию педагогической компетентности родителей;
- повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия;
- родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ.
Для реализации проекта я изучила методическую литературу по данной теме;
- прошла курсы повышения квалификации:
1. «Содержание и методы работы воспитателя с детьми раннего возраста».
- 2021 г.
2. «Актуальное содержание и эффективные практики психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста. – 2022 г.
3. «Компетенции воспитателей и педагогов ДОО в области семейной психологии и детско – родительских отношений» - 2024 г.
Прослушала вебинары :
- «Инновационные формы работы с семьей в условиях ФГОС»
- «Эффективные формы очного и дистанционного взаимодействия педагога с семьей в соответствии с требованиями ФГОС»
- «Психо –речевое развитие детей раннего возраста (0 -3 лет). Рекомендации, игры, практический материал».
- «Создаём условия для мягкой адаптации детей к детскому саду».
Основные пути практического осуществления родительского клуба.
1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
2. Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подготовка развивающей среды.
3. Непосредственная работа «Родительского клуба». Совместная работа родителей, детей и специалистов ДОУ.
4. Аналитический:
- презентация деятельности клуба, обратная связь участников.
- Средства оценки результатов работы клуба :
- беседы;
- анкеты;
- отзывы;
- фото.
Формы организации родительского клуба;
- семинары – практикумы
- мастер – класс
- Круглый стол.
- тематические выставки
- Также в своей работе я активно использую метод мини- проектов, поскольку он обладает огромным развивающим потенциалом, позволяет решать комплекс задач, один из которых – это развитие речи детей.
Заседания клуба проводятся раз в месяц. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться семейными традициями. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
В основу работы клуба положены следующие принципы:
- Добровольное участие.
- Приветствуется любая степень активности.
- Максимальная обратная связь между всеми участниками клуба.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Заключение.
Семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Проанализировав результаты деятельности в течение учебного года мы выявили, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа с семьями детей с помощью технологии - родительский клуб способствует тому, что родители из пассивных зрителей становятся активным участниками образовательного процесса, и первых помощников в создании единого образовательного пространства.
Перспективы развития деятельности по направлению работы родительского клуба :
Так как возрастная группа детей – это вторая группа раннего возраста и дети через год переходят в младшую группу, на педагогических консилиумах я даю рекомендации воспитателям по работе в данном направлении.
Для решения проблемы взаимодействия с семьями воспитанников родительский клуб может использовать любой воспитатель дошкольного учреждения.
Своим опытом работы в соавторстве с М. П. Степановой я поделилась в статье «Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях» в журнале «Дошкольная педагогика» №9, №10.2019 г
Список литературы:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
- Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ» Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.
- Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
- Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» ТЦ «Сфера» 2008 г.
- Зверева О. Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект» Творческий центр, 2005г.
Интернет ресурсы:
https://multiurok.ru/files/roditelskii-klub-rastem-i-razvivaemsia-vmeste-mode.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/10/20/roditelskiy-klub-rechevichok-kak-netraditsionnaya-forma-raboty-s