Приложение МААМ

Родительский клуб как инновационная технология педагогического просвещения родителей

Татьяна Маслова
Родительский клуб как инновационная технология педагогического просвещения родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Родительский клуб, как инновационная технология педагогического просвещения родителей».

Воспитатель: Маслова Татьяна Владимировна

Высшая квалификационная категория

Нормативно – правовое обеспечение регламентирующее взаимодействие ДОО с семьей.

В Федеральном Законе «Об образовании Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (статья 44) говорится, что родители являются первыми педагогами.

Публикация «Родительский клуб как инновационная технология педагогического просвещения родителей» размещена в разделах

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие с родителями в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) становится все более актуальным в связи с изменениями в системе образования и внедрением новых стандартов. ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между образовательными учреждениями и родителями.

Изучив методическую литературу

- Евгении Поляковой, Анастасии Кривцевой «Родительский клуб «Теплые встречи» в детском саду. Организация работы родительского клуба в дошкольном учреждении» 2019.

- «Родительский клуб. Технология организации. ФГОС ДО»-Язынина Т. Б.

Издательство: Учитель 2018

Авторы этих методик обобщили опыт организации и работы родительских клубов в условиях детского сада, описали разные формы организованной образовательной деятельности с детьми и родителями.

Анализ психолого - педагогической литературы по взаимодействию с родителями позволил выявить на ряду с уже используемыми традиционными формами взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей, новые инновационные технологии организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

Признание участия родителей в образовательном процессе требует нового от семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность технологии родительский клуб :

1. Обеспечение участия родителей в образовательном процессе: Родители являются ключевыми участниками образовательного процесса и должны быть вовлечены в принятие решений, связанных с образованием их детей.

2. Повышение качества образования: Эффективное взаимодействие с родителями способствует созданию благоприятной атмосферы в детском саду, что, в свою очередь, положительно влияет на эмоциональное состояние и развитие детей.

3. Оказание поддержки и помощи родителям : Взаимодействие с родителями также предоставляет возможность предоставить информацию о различных аспектах дошкольного образования, таких как развитие ребенка, методы обучения, особенности адаптации к детскому саду и т. д.

4. Укрепление партнерства между детским садом и родителями : Регулярное взаимодействие с родителями позволяет укрепить доверительные отношения и создать атмосферу сотрудничества между образовательным учреждением и семьей каждого ребенка.

Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество – это общение "на равных»

Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

По опыту своей работы я заметила, что не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

В своей работе могу отметить, что большинство детей в детском саду пребывают 10 – 11 часов, на общение с ребёнком у родителей может остаться 2-3 часа в сутки, а этого недостаточно.

Ежедневно, наблюдая за взаимоотношениями родителей и детей, я заметила, что родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей. Они не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит общения в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

Общение является одним из важнейших факторов формирования речи в раннем возрасте, поэтому так важно, чтобы ребенок общался с взрослыми не только в детском саду, но и дома со своими родителями.

Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу о необходимости создания родительского клуба для сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста - родительского клуба.

Родительский клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Большинство авторов выделяют противоречия:

1. Противоречие: Родители первоначально воспринимают родительский клуб как место развлечения и анимации. А цель родительского клуба повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям к своему взаимоотношению к детям и детскому саду. А в нашей деятельности привлечь родителей к педагогической деятельности взаимодействию с ребёнком и детским садом, уйдя при этом от скучных шаблонов.

2. Противоречие: Дошкольное образовательное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. В связи с этим и возникает необходимость к налаживанию тесного контакта между детским садом и семьёй.

Цель родительского клуба — создать в группе необходимые условия для развития взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.

Задачи:

1. Распространение педагогических знаний среди родителей.

2. Оказание практической помощи в воспитании детей.

3. Привлечение родителей к образовательному процессу.

Программа родительского клуба - имеет практическое значение, так как вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одними из важнейших аспектов организации взаимодействия детского сада и семьи.

Практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует:

- созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье;

- развитию педагогической компетентности родителей;

- повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия;

- родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ.

Для реализации проекта я изучила методическую литературу по данной теме;

- прошла курсы повышения квалификации:

1. «Содержание и методы работы воспитателя с детьми раннего возраста».

- 2021 г.

2. «Актуальное содержание и эффективные практики психолого – педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста. – 2022 г.

3. «Компетенции воспитателей и педагогов ДОО в области семейной психологии и детско – родительских отношений» - 2024 г.

Прослушала вебинары :

- «Инновационные формы работы с семьей в условиях ФГОС»

- «Эффективные формы очного и дистанционного взаимодействия педагога с семьей в соответствии с требованиями ФГОС»

- «Психо –речевое развитие детей раннего возраста (0 -3 лет). Рекомендации, игры, практический материал».

- «Создаём условия для мягкой адаптации детей к детскому саду».

Основные пути практического осуществления родительского клуба.

1. Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

2. Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подготовка развивающей среды.

3. Непосредственная работа «Родительского клуба». Совместная работа родителей, детей и специалистов ДОУ.

4. Аналитический:

- презентация деятельности клуба, обратная связь участников.

- Средства оценки результатов работы клуба :

- беседы;

- анкеты;

- отзывы;

- фото.

Формы организации родительского клуба;

- семинары – практикумы

- мастер – класс

- Круглый стол.

- тематические выставки

- Также в своей работе я активно использую метод мини- проектов, поскольку он обладает огромным развивающим потенциалом, позволяет решать комплекс задач, один из которых – это развитие речи детей.

Заседания клуба проводятся раз в месяц. Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться семейными традициями. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

В основу работы клуба положены следующие принципы:

- Добровольное участие.

- Приветствуется любая степень активности.

- Максимальная обратная связь между всеми участниками клуба.

- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Заключение.

Семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Проанализировав результаты деятельности в течение учебного года мы выявили, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа с семьями детей с помощью технологии - родительский клуб способствует тому, что родители из пассивных зрителей становятся активным участниками образовательного процесса, и первых помощников в создании единого образовательного пространства.

Перспективы развития деятельности по направлению работы родительского клуба :

Так как возрастная группа детей – это вторая группа раннего возраста и дети через год переходят в младшую группу, на педагогических консилиумах я даю рекомендации воспитателям по работе в данном направлении.

Для решения проблемы взаимодействия с семьями воспитанников родительский клуб может использовать любой воспитатель дошкольного учреждения.

Своим опытом работы в соавторстве с М. П. Степановой я поделилась в статье «Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях» в журнале «Дошкольная педагогика» №9, №10.2019 г

Список литературы:

- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

- Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ» Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.

- Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.

- Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» ТЦ «Сфера» 2008 г.

- Зверева О. Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект» Творческий центр, 2005г.

Интернет ресурсы:

https://multiurok.ru/files/roditelskii-klub-rastem-i-razvivaemsia-vmeste-mode.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/10/20/roditelskiy-klub-rechevichok-kak-netraditsionnaya-forma-raboty-s

Публикации по теме:

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Родительский клуб как форма взаимодействия педагогического коллектива с родителями воспитанниковРодительский клуб как форма взаимодействия педагогического коллектива с родителями воспитанников "Родительский клуб – форма взаимодействия пед. коллектива с родителями воспитанников» Начну с того, что Положительный результат эффективной.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Проект «Родительский клуб «Будущие первоклассники» Паспорт проекта Название проекта: Родительский клуб «Будущие первоклассники» Автор проекта: Шкуренко Марина Владимировна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительский клуб как инновационная технология педагогического просвещения родителей
Опубликовано: 19 октября 2024 в 14:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительский клуб как инновационная технология педагогического просвещения родителей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Маслова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД